(франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, Э. предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора: у Платона и исократиков, Оригена и Тертуллиана, Майстера Экхарта и Лютера. На Востоке жанр, аналогичный европейскому эссе, складывался, например, у Хань Юя (8-9 вв., Китай) и Камо Темэя (13 с., Япония). В качестве самодовлеющего жанра Э. ввел в литературу М. Монтень в своих 'Опытах' (1580). Столь же непосредственны и прихотливы - с парадоксальным оттенком торжественности - проповеди Дж. Донна . Эссеистическое начало питает философско-теологические медитации Н. Мальбранша и научно-популярные беседы Б. Фонтенеля. Первым английским эссеистом был поэт-'метафизик' А. Коули (1618-1667), автор 'Некоторых рассуждений в форме эссе'; литературно-критические эссе Дж. Драйдена открыли историю английской критики.
В 18-19 вв. Э. - один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали Дж. Аддисон и Р. Стил, Г. Филдинг и С. Джонсон, Дидро и Вольтер, Лессинг и Гердер. Э. стало основной формой философско-эстетической полемики у романтиков (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). Наиболее глубоко жанр Э. укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, У. Хэзлитт, М. Арнолд - в 19 в.; М. Бирбом, Х. Беллок, Г. К. Честертон - в 20 в. Их лучшие образцы - импровизированное, скрыто диалогизованное обращение к широкому читателю. В 20 в. эссеистика переживает расцвет; крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру Э. в целях популяризации достижений естественнонаучной и гуманитарной мысли и сближения разных кругов читателей (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Г. и Т. Манны, И. Бехер, А. Моруа, Ж. П. Сартр).
Для русской и советской литературы жанр Э. не характерен; однако образцы эссеистического стиля обнаруживают у А. С. Пушкина ('Путешествие из Москвы в Петербург'), А. И. Герцена ('С того берега'), Ф. М. Достоевского ('Дневник писателя'). В начале 20 в. к жанру Э. обращались В. Иванов, Д. Мережковский, А. Белый, Л. Шестов, В. Розанов. Из советских писателей эссеистику создавали И. Эренбург, Ю. Олеша, В. Шкловский, К. Паустовский.
В 70-е гг. наиболее продуктивной отраслью жанра остается опыт литературно-критической оценки.
Лит.: Walker Н., The English essay and essayists, Delhi, 1966; Priestley J. B., Essayists, past and present, L., 1967; Champigny R., Pour une esthetique de l'essai, P., 1967.
В. С. Муравьев.