Значение слова ГЕНРИ в Литературной энциклопедии

Что такое ГЕНРИ

[O’Henry, 1862—1910] — псевдоним американского писателя У. С. Портера (William Sidney Porter). Первый свой рассказ «Рождественский подарок Уистлинга Дика», напечатанный в 1899 в «Журнале Мак Клюра» (Mc Clure’s Magazine), Г. написал в тюрьме, где отбывал наказание за растрату [1898—1901]. Первая книга Г. — «Короли и капуста» (Cabbages and Kings) — вышла в 1904. За ней последовали: «Четыре миллиона» (The four million, 1906), «Неугасимый светильник» (The trimmed Lamp, 1907), «Сердце Запада» (Heart of the West, 1907), «Голос города» (The Voice of the City, 1908), «Благородный жулик» (The Gentle Grafter, 1908), «Пути судьбы» (Roads of Destiny, 1909), «Избранное» (Options, 1909), «Точные дела» (Strictly Business, 1910) и «Водовороты» (Whirligigs, 1910). В сборник «Постскриптумы» (Postscripts), изданный уже после смерти Г., вошли его фельетоны, наброски и юмористические заметки, написанные им для газеты «Почта» (Хаустон, штат Техас, 1895—1896). Всего Г. написано 273 рассказа, полное собрание его произведений составляет 18 томов. Г. занимает в американской лит-ре исключительное место как мастер жанра «короткого рассказа» (short-story). Перед смертью Г. высказал намерение перейти к более

463 сложному жанру — к роману («все что я писал до сих пор, это просто баловство, проба пера, по сравнению с тем, что я напишу через год»). В творчестве однако эти настроения ничем не проявились, и Г. остался органическим художником «малого» жанра, рассказа. Не случайно, конечно, что в этот период Г. впервые начал интересоваться социальными проблемами и выявил свое отрицательное отношение к буржуазному обществу ( см. об этом в кн. Дженнингса «Через тьму с О’Генри»). Герои Генри разнообразны: миллионеры, ковбои, спекулянты, клерки, прачки, бандиты, финансисты, политики, писатели, артисты, художники, рабочие, инженеры, пожарные — сменяют друг друга. Но разнообразие это чисто внешнее, ибо Г. не вскрывает подавляющего большинства своих образов в их социально-классовой спецификации. Несмотря на разность общественных положений, его герои по своему миропониманию не отличаются друг от друга. Как бы его действующие лица ни назывались, в какую бы среду их Генри ни помещал, они являются только той или иной разновидностью одного основного образа — среднего американца — стандартного мелкого буржуа. Генри берет действительность без ее социальных противоречий и конфликтов, отсюда — узость связей с жизнью у его героев, ограниченность их сознания, социальная неподвижность, замыкание существования узко личными интересами. Г. — художник остановившейся действительности, он берет явления не в их развитии, а в их временном отклонении от нормы. Устранение назревших конфликтов и противоречий в рассказах Г. не закономерно, а поставлено в полную зависимость от случая. Поэтому такое исключительное значение приобретает неожиданная финальная развязка, причем разрешение конфликта заключается в возврате к исходному пункту. Действительность не подвергается качественным изменениям. Так например: миллионер, узнающий об измене жены, предпринимает несколько неожиданных мероприятий, но все кончается благополучно («Шехерезада с Мэдисон-Авеню»); жена уехала, муж пресытился спокойной жизнью, и мещанские прелести становятся снова привлекательными, их отсутствие ощутимым, возвращение жены восстанавливает старый уклад («Маятник») и т. п. Умелый конструктор поверхностного сюжета, Г. не проявляет психологического мастерства, действия его персонажей не получают глубокой психологической мотивировки, что еще более усиливает неожиданность финала. Эта особенность творчества явилась для Г. одной из преград на пути к переходу от жанра рассказа к более сложному жанру романа. Г. сумел лишь от анекдота перейти к рассказу, дальнейший творческий его рост требовал ухода от представляемой

464 им группы консервативной мелкой буржуазии, необходимость чего он уже понимал в последний год своей жизни. Г. не является первым оригинальным мастером «короткого рассказа», он лишь развил этот жанр, в своих основных чертах сложившийся уже в творчестве Т. Б. Олдрич (Thomas Bailey Aldrich, 1836—1907). Оригинальность Г. проявилась в блестящем применении жаргона, острых словечек и выражений и в общей колоритности диалогов (ни один русский перевод как раз этой стороны Г. совершенно не передает). Уже при жизни писателя «короткий рассказ» стал вырождаться в схему, а в настоящее время превратился в чисто коммерческое явление: «методику» его производства преподают в колледжах и университетах, издаются многочисленные руководства и т. д. Художники радикальной мелкой буржуазии (Ш. Андерсон, Т. Драйзер, Б. Гехт) противопоставляют бессодержательности этих «шорт-стори» насыщенные психологические новеллы. Библиография: I. Почти все произведения Г. изданы в русск. перев., из них лучшие в изд. Госиздата (собр. сочин. Г. в 4 тт., снабженное ст. Б. Эйхенбаума, перепечатанной в его кн. «Литература», — «О’Генри и теория новеллы». Эйхенбаум дает неверный, типично формалистский анализ Г. и неправильное освещение развития «шорт-стори» в Америке). Из иностранных изданий можно рекомендовать: The Complete Works of O’Henry, Nelson Doubleday, Garden City, N.-Y., 1927, где собрано в одном томе все написанное Г. II. Из критической лит-ры см .: O’Henry. A Biography, by Alphonse Smith; Э. Дженнингс описывает в своей книге «О’Генри на дне», Гиз (Through Shadow with O’Henry, by Al. Jennings) — жизнь Г., начиная со встречи с ним в Ю. Америке. Место Г. в развитии «шорт-стори» устанавливает Е. О’Brien в кн. The Advance of the American short-story, N.-Y., 1923. Из марксистской критики см. «Три американца» В. М. Фриче, «Новый мир», 1925, № 5. С. Динамов

Литературная энциклопедия.