Грек (около 1340 v после 1405), живописец, работавший в Византии и Древней Руси. Писал фрески, иконы, миниатюры. Исполнил ряд росписей в церквах в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе (Феодосия). На Руси расписал Спаса на Ильине церковь в Новгороде (1378), вместе с Симеоном Чёрным v церковь Рождества богоматери (1395), Архангельский собор (1399), вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца v Благовещенский собор (1405) v все в Московском Кремле. Работал также в Серпухове, Нижнем Новгороде и, возможно, в Коломне и Переславле-Залесском. Ф. Г. приписывают иконы деисусного чина иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле v 'Спас', 'Богоматерь', 'Иоанн Предтеча', а также 'Архангел Гавриил', 'Апостол Павел', 'Иоанн Златоуст' (с помощниками). Следы его поправок сохранились на ликах архангела Михаила и Василия Великого на иконах того же чина. По прорисям Ф. Г., а некоторые и по его непосредственному рисунку, исполнены иконы праздничного чина того же собора. Мастерской Ф. Г. (по мнению ряда исследователей v самому Ф. Г.) приписываются иконы 'Богоматери Донской' с 'Успением' на обороте (1380 или 1392), 'Четырёхчастная' и 'Преображение' v из Переславля-Залесского (все в Третьяковской галереи) и инициалы рукописи 'Евангелия Кошки' (около 1392, библиотека СССР им. В. И. Ленина, Москва). Для произведений Ф. Г. характерны одухотворённая патетика образов, драматическая динамика и оригинальность приёмов письма, смелая живописность, сочетающаяся с мастерством пластической лепки и чётким конструктивным рисунком. Творчество и личность Ф. Г. были высоко оценены в Древней Руси, где его называли 'философом'. Созданная им в Москве мастерская стимулировала деятельность местных живописцев, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль.
Лит.: Лазарев В. Н., Феофан Грек и его школа, М., 1961; Голеизовский Н. К., Заметки о творчестве Феофана Грека, в сборнике: Византийский временник, г. 24, М., 1964; его же, Епифаний Премудрый о фресках Феофана Грека в Москве, там же, т. 35, М., 1973.
Л. В. Бетин.