- одна из наиболее значительных школ древнерусского искусства в XII-XV вв., сложившаяся в Новгороде. Свойственные школе черты - особая полнокровность, конкретность, энергичный лаконизм стиля. Во 2-й половине XII века на смену монументальным соборам предшествующей эпохи приходят сравнительно небольшие, 1-главные, 4-столпные церкви (Спаса на Нередице, 1199 г. и др.). Одновременно и в живописи формируется самобытный новгородский стиль с его энергичной манерой письма, экспрессивной трактовкой образов (в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, около 1167 г., Спаса на Нередице и др.). Связью с народным творчеством, обобщенным рисунком, ярким колоритом отличается ряд икон XIII-начала XIV вв. ("Еван, Георгий и Власий"). В поисках выразительности архитектурных форм с конца XIII века зодчие переходят к 3-лопастным завершениям фасадов (церковь Успения на Волотовом поле и др.), широко используют разнообразные декоративные элементы. Фрески церквей Спаса на Ильине (1378 г., Феофан Грек), Федора Стратилата (1370-1380 гг.) выделяются одухотворенной патетикой образов, стремительностью движения, техника письма отличается свободой и смелостью. В иконах конца XIV-XV вв., значительных своей артистической выразительностью, лаконичностью силуэтов, изысканным колоритом, отразились народные представления и верования, события истории города ("Битва новгородцев с суздальцами" и др.). Высоким уровнем мастерства отличались миниатюра и прикладное искусство.
(Илл. Феофан Грек. Столпник. Роспись Троицкого придела в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378 г.)