Значение УЭЛЛС ГЕРБЕРТ ДЖОРДЖ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое УЭЛЛС ГЕРБЕРТ ДЖОРДЖ

(Wells) Герберт Джордж (21.9.1866, Бромли, v 13.8.1946, Лондон), английский писатель. Происходил из мелкобуржуазной среды. Окончил Лондонский университет (1888). К 1891 получил два учёных звания по биологии, с 1942 доктор биологии. В 1893 опубликовал учебники биологии и физиографии, в 1930 v популярную книгу 'Наука жизни' (т. 1v3, совместно с Дж. Хаксли). Романом 'Машина времени' открыл историю научной фантастики 20 в., опираясь на естественно-научные концепции. Литературными источниками для У. послужили произведения Дж. Свифта, Вольтера, амер. и нем. романтиков. Полемизируя с позитивистами, У. доказывает, что развитие общества в рамках буржуазного строя закончится вырождением и гибелью человечества. В 'Острове доктора Моро' (1896) аллегорически представлена история цивилизации v процесса необходимого, но чудовищно жестокого. Роман 'Человек-невидимка' (1897) направлен как против косности мещан, так и против ницшеанского 'сверхчеловека'. 'Война миров' (1898) рассказывает о нашествии с Марса, заставившем людей усомниться в совершенстве своей общественной организации. Сцены народной революции, потрясшей капиталистическое общество в 21 в. нарисованы в романе'Когда спящий проснется' (1899). Ранний цикл завершается романами 'Первые люди на луне' (1901) и 'Пища богов' (1904). 'Колёса фортуны' (1896) открывают список бытовых романов У.: 'Любовь и мистер Люишем ' (1900), 'Киппс' (1905), 'История мистера Полчи' (1910), 'Билби' (1915). Сенсацию вызвал роман 'Анна-Вероника' (1909), посвящены вопросу эмансипации женщины. Самый значительных из нефантастических романов У. 'Тоно-Бенге' (1909) был попыткой в традициях О. Бальзака дать 'поперечный разрез' англ. общества. Претерпевает изменения и манера У.-фантаста: 'В дни кометы' (1906) v бытовой роман с вкраплением фантастического элемента; роман 'Война в воздухе' (1908) написан в духе 'технической' фантастики Жюля Верна , фантастического элемента лишён роман 'Освобожденный мир' (1914), посвящена военному и мирному использованию атомной энергии.

С 1900 У. выступает с прогностическими и утопическими произведениями: трактат 'Предвиденья' (1901), ряд статей. В романе-трактате 'Современная утопия' (1905) выдвинут проект переустройства мира на основах государственного социализма с широким допущением частного предпринимательства. Основу идеологии У. составляет просветительство (см. Просвещение ) , истолкованное применительно к 20 в. и приобретшее характер буржуазного реформизма порою весьма радикального толка (трактат 'Новые миры вместо старых', 1908). Однако в романе-трактате 'Мир Вильяма Клиссольда' (1926) и трактате 'Легальный заговор' (1928) У. резко противопоставляет свои теории марксизму. В 1903v09 У. состоял член 'Фабианского общества' и, хотя острокритически воспринимал политический оппортунизм фабианцев, его собственное мировоззрение было лишь одной из форм фабианства.

В годы 1-й мировой войны 1914v18 У. v деятельный участник военной пропаганды (книга 'Война, которая покончит с войнами', 1914). В 1916 опубликовал антивоенный роман 'Мистер Бритлинг пьёт чашу до дна', но официально своих позиций не изменил. Наметившиеся здесь богостроительские теории были развиты У. в повестях 'Бог v невидимый король' (1917), 'Душа епископа' (1917) и др. Пропаганде новой религии как средства перевоспитания человечества посвящен также 'Очерк истории' (1920), 'Краткий очерк истории' (1922) и др. работы по истории и педагогике. В 1923 У. опубликовал просветительский роман-утопию 'Люди как боги'. Начиная с романа 'Накануне' (1927) занял активную антифашистскую позицию (роман 'Самодержавие мистера Паргема', 1930; повесть 'Игрок в крокет', 1936). Незаурядное сатирическое мастерство У. выявилось в романах 'Мистер Блетсуорси на острове Ремпол' (1928), 'Бэлиингтон Блепский' (1932) и 'Необходима осторожность' (1941). В 1933 был избран президентом Пен-клуба .

У. трижды (в 1914, 1920 и 1934) посетил Россию. Его беседа с В. И. Лениным (6 октября 1920) получила широкую известность благодаря книге 'Россия во мгле' (1920). Несмотря на то, что У. не верил в способность Советской России восстановить и развить народное хозяйство без помощи Запада, 'Россия во мгле' сыграла большую роль в распространении правды о Советской России и Коммунистической партии. Во время 2-й мировой войны У. выступал в поддержку Сов. Союза. Родоначальник научно-фантастической литературы 20 в., У. v крупнейший мастер критического реализма, внёсший значительный вклад в общелитературный процесс.

Соч.: The works. Atlantic edition, v. 1v28, L., 1924v27; в рус. пер. v Собр. соч., т. 1v15, М., 1964; Краткая история человечества, М. v Л., 1924.

Лит.: Замятин Е., Герберт Уэллс, Л., 1922; Кагарлицкий Ю., Герберт Уэллс, М., 1963; Успенский Л., Записки старого петербуржца, Л., 1970, с. 346v77; Левидова И. М., Парчевская Б. М., Г. Дж. Уэллс. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1898 v 1965, М., 1966: Bergonzi В., The early H. G. Wells, Manch., 1961; Raknem I., H. G. Wells and his critics, Oslo, 1962; H. G. Wells. A comprehensive bibliography, 2 ed., L., 1968.

Ю. И. Кагарлицкий.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.