Значение НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

фантастика (англоязычный эквивалент - science-fiction), особый вид художественной фантастики , возникающий в эпоху становления современной науки (17-18 вв.) и окончательно формирующийся в 20 в. Основан, подобно др. её видам, на 'реализации несуществующего' в фантастических образах; но, в отличие от них, его предметом являются психологические и социально-духовные последствия (социально-философские, культурные, нравственные) реализации типичных возможностей природы и общества, в силу их специфики (глобальность и многозначность тенденций, абстрактность научных представлений) не улавливаемых традиционными формами искусства. Применяемые в Н. ф. (в соответствии с законами науки) приёмы экстраполяции, моделирования и т. п. позволяют мысленно проследить научно достоверные и типические последствия такой реализации в их взаимосвязи, а использование пластичных фантастических образов, допускающих любую трансформацию реальности, позволяет воплотить полученную 'модель возможной действительности' в облике целостного мира, фантастического в отношении к реальности и реалистически-типического в своей фантастической предметности. Т. о., своеобразие Н. ф. состоит в подчинении художественного воображения логике научно-прогностических приёмов, материалом которых является, однако, не понятие, а художественный образ; поэтому Н. ф. может быть определена как научно организованная форма художественного воображения. Художественные модели Н. ф. (в отличие от так называемой фэнтэзи - англ. fantasy) сохраняют научную достоверность структуры, давая одновременно недоступное науке чувственно-наглядное воплощение возможных типов конфликта человека с изменившейся природно-социальной средой обитания. Особенности фантастической поэтики (отражение реальности в резко-непривычной, 'остранённой' форме) помогают обнажить смысл этих изменений и, следовательно, глубинный механизм действительности, недоступный обыденному, эмпирическому восприятию; познание фантастического мира является поэтому средством художественного познания современности. Т. о., Н. ф. как явление современной культуры удовлетворяет насущную потребность общества в художественно-наглядном освоении внеэмпирической реальности современного мира, противопоставляя научно-рационалистическое миропонимание 'мифам' массового сознания (см. 'Массовая культура' ).

Особенности Н. ф. определяют её сложность как явления искусства. Специфика Н. ф. остаётся предметом дискуссии. Противоречивые определения её - как жанра, приёма, литературы мечты, научно-технического предвидения - видимо, не охватывают всех сторон предмета. Более адэкватной представляется трактовка Н. ф. как нового художественного метода, органически сочетающего принципы научного и художественного мышления. Его элементы возникают со становлением современной науки (произведения Т. Мора, И. Кеплера, Дж. Свифта и др.), а формирование происходит в творчестве Г. Уэллса , соединившего традиции научно-технической и социальной утопии (Ж. Берн, У. Моррис и др.) с приёмами реалистического романа и научного 'мысленного эксперимента'. Дальнейшее развитие Н. ф. получает у К. Чапека, А. Н. Толстого, О. Стейплдона и др. фантастов 20-30-х гг. 20 в. В эпоху научно-технической революции Н. ф. становится массовым явлением искусства, наиболее широко представленным в прозе; однако развитие мировой Н. ф. происходит неравномерно и сосредоточено лишь в ряде стран.

В США Н. ф. в 20-е гг. развивалась по линии научно-технического предвидения (Х. Гернсбек) и космических приключений (Э. Смит, Э. Гамильтон, Э. Берроуз). Лучшие произведения послевоенной Н. ф. (предваряемые в 30-е гг. творчеством Д. Кэмпбелла) поднялись до серьёзного социального критицизма и философских обобщений (Р. Брэдбери, У. Тэнн, Ф. Пол и С. Корнблат, Р. Хайнлайн, Р. Шекли, К. Воннегут и др.), составляя как бы параллель литературе критического реализма и т. н. политическому роману-предупреждению. Однако в конце 60 - начале 70-х гг. это направление вытесняется 'новой волной' (С. Дилэни, Р. Же-лязны), тяготеющей к модернистскому формотворчеству и фантастическому овеществлению 'внутреннего пространства' человеческой психики.

В английской Н. ф. до 2-й мировой войны 1939-45 наиболее значительно творчество Г. Уэллса, А. Конан Дойла, Стейплдона ('Последние и первые люди', 'Создатель звёзд'), а также О. Хаксли, мрачные произведения которого ('Дерзкий новый мир' и др.) оказали заметное воздействие на западную антиутопию. Послевоенная Н. ф. пережила подъём 40-50-х гг. (масштабные социальные произведения Д. Уиндема, научно-технические утопии А. Кларка и др.) и наступление 'новой волны' (Д. Боллард, Б. Олдисс).

Развитие самобытной послевоенной Н. ф. в Японии (С. Комацу, Р. Мицусэ, С. Хоси) происходит в борьбе с влиянием американской Н. ф. Крупнейшим представителем оригинальной японской Н. ф. является писатель-реалист Кобо Абэ ('Четвёртый ледниковый период' и др.). Довоенная Н. ф. во Франции (Ж. Тудуз, В. Рони-старший) продолжала традиции Ж. Верна; в послевоенные годы возрос интерес к социально-философской тематике (А. Веркор, Р. Мерль) и 'новой волне' (Н. Эннебер и др.).

В современной массовой продукции на Западе преобладает развлекательная литература ('космическая опера', комиксы и т. п.), зачастую отождествляемая с Н. ф. по сходству внешних атрибутов. Эта псевдонаучная фантастика обычно выражает обывательские представления и объективно служит пропаганде буржуазной идеологии.

В СССР Н. ф. восходит к русским произведениям 19 в. - романам В. Ф. Одоевского ('4338 год') и Н. Г. Чернышевского ('Что делать-'), а также к дореволюционным произведениям К. Э. Циолковского, А. А. Богданова, А. И. Куприна, В. А. Обручева; важным шагом в становлении остросоциальной Н. ф. явились романы А. Н. Толстого ('Аэлита', 'Гиперболоид инженера Гарина'), А. Орловского ('Машина ужасов'), И. Винниченко ('Солнечная машина'). В конце 20-х гг. значительную роль в советской Н. ф. сыграл А. Беляев, в лучших романах которого ('Человек-амфибия', 'Голова профессора Доуэля' и др.) реализация смелой биологической гипотезы перерастает в социальный конфликт. В 30 - начале 50-х гг. Н. ф. ограничивается популяризацией ближайших технических новшеств в форме приключенческого и 'шпионского' романов (А. Казанцев, В. Немцов, Г. Адамов и др.).

Новые перспективы открыл масштабный социально-космический роман И. А. Ефремова - коммунистическая утопия 'Туманность Андромеды' (1957). Остро ставятся зреющие в современности социальные и этические конфликты в творчестве братьев А. и Б. Стругацких ('Трудно быть богом', 'Хищные вещи века' и др.).

В 50-60-е гг. развиваются жанры научно-технической и социальной утопии (Г. Альтов, М. Емцев и Е. Парнов, Г. Гуревич), лирико-философской (Г. Гор, В. Шефнер) и социально-психологические повести (А. Громова), сатирической (И. Варшавский), детской (Г. Мартынов, А. Мирер, А. Полищук), приключенческой (А. и С. Абрамовы) Н. ф.

Заметного развития достигла послевоенная Н. ф. в Чехословакии (Я. Вейс, И. Несвадба), Польше (К. Фиалковский, К. Борунь), Венгрии и др. социалистических странах. Особое место в мировой Н. ф. занимает многогранное творчество польского писателя С. Лема (философские романы 'Соларис', 'Эдем', 'Возвращение со звёзд', гротескные 'Звёздные дневники', 'Кибериада' и др.).

Н. ф. в СССР и др. странах социализма противопоставляет мрачным западным антиутопиям пафос социального оптимизма.

Н. ф. представлена также в драматургии 20 в. - пьесами ('R. U. R.', 'Белая болезнь' К. Чапека, 'Новое оружие' В. Савченко), радио- и телепьесами ('Борьба миров' О. Уэллеса по Г. Уэллсу, 'Операция ''Вега''' Ф. Дюрренматта, 'Черная комната' и др. С. Лема), киносценариями ('Бегство мистера Мак-Кинли' Л. Леонова, 'Облик грядущего' Г. Уэллса).

Проникновение Н. ф. в кино начинается вместе с развитием киноискусства, но особенно - в 20-30-е гг.; вначале преобладают экранизации ('Аэлита', режиссер Я. А. Протазанов, СССР, 1924; 'Остров доктора Моро', режиссер Э. Кентон, США, 1932), социальные утопии ('Метрополис', режиссер Ф. Ланг, Германия, 1926; 'Облик грядущего', режиссер У. К. Мензис, Великобритания, 1936), научно-технические предвидения ('Космический рейс', режиссер В. Н. Журавлёв, СССР, 1936). В послевоенные годы наряду с научно-техническими утопиями ('2001: Космическая Одиссея', режиссер С. Кубрик, США - Великобритания, 1969) и социально-философского построениями ('Альфавиль', режиссер Ж. Л. Годар, Франция, 1965) развивается жанр 'фильм-антиутопия' ('На последнем берегу', режиссер С. Креймер, США, 1959; 'Фаренгейт 451', французский режиссер Ф. Трюффо, 1966) и фантастической сатиры.

Лит.: Замятин Е., Герберт Уэллс, П., 1922; Кагарлицкий Ю., Герберт Уэллс, М., 1963; его же, Реализм и фантастика, 'Вопросы литературы', 1971, | 1; его же, Что такое фантастика-, М., 1974; Емцев М., Парнов Е., Наука и фантастика, 'Коммунист', 1965, | 15; Гуревич Г., Карта страны фантазий, М., 1967; Чернышева Т., Человек и среда в современной научно-фантастической литературе, альманах 'Фантастика - 68', М., 1969; Бритиков А., Русский советский научно-фантастический роман, Л., 1970; Тамарченко Е., Мир без дистанций, 'Вопросы литературы', 1968, | 11; Нудельман Р., Фантастика, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 7, М., 1972; Никольский С., Карел Чапек - фантаст и сатирик, М., 1973; Смелков Ю., Гуманизм технической эры, 'Вопросы литературы', 1973, | 11; The science fiction novel, Chi., 1959; Eshbach. L. A. Fed.], Of wolds beyond, L., 1964; Amis K., New maps of hell, N. Y., 1966, Atheling W. (Blish J.), More issues at hand, Chi., 1970; Lem S., Fantastyka i futurologia, t. 1-2, Krakow, 1970; Todoroy Т., Introduction a - la litterature fantastique, P., 1970; Suvin D., The poetics of the s-f genre: an approach, McGill U., Montreal, 1972.

Р. И. Нудельман.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.