Значение БАЙРОН ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

БАЙРОН ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН

(Byron) Джордж Ноэл Гордон (22.1.1788, Лондон, - 19.4.1824, Миссолунги, Греция), английский поэт-романтик, сыгравший выдающуюся роль в общественной жизни Европы как смелый борец против политической и идеологической реакции в годы Священного союза. Принадлежал к знатному роду. Учился в Кембриджском университете. В 1807 опубликовал сборник 'Часы досуга', сатирическую поэму 'Английские барды и шотландские обозреватели' (изд. 1809), направленную против реакционных романтиков. С марта 1809 Б. член палаты лордов. В 1812 вышли две первые песни поэмы 'Паломничество Чайльд Гарольда', где воссозданы этапы путешествия Б. по Бл. Востоку и Юж. Европе. Герой поэмы - яркий образ разочарованного в жизни молодого человека, скорбящего о крахе идеалов и об отсутствии свободы. Речь Б. в палате лордов 27 февраля 1812 была посвящена рабочим-луддитам и прозвучала как грозное обвинение господствующих классов Англии. В 'Оде авторам билля' (1812) Б. выступил против закона о казни за разрушение машин.

В обстановке политической реакции 1813- 1816 трагическое мироощущение Б. углубляется, что отражено в его лирике и поэмах т. н. восточного цикла: 'Гяур' (1813), 'Абидосская невеста' (1813), 'Корсар' (1814), 'Лара' (1814), 'Осада Коринфа' (1816), 'Паризина' (1816). Герои этих поэм - люди, порвавшие со своей средой, вставшие на путь непримиримой борьбы, мести, даже преступлений. Покинув Англию в 1816, Б. поселился в Швейцарии на берегу Женевского озера; встретившись здесь с П. Б. Шелли, стал его другом. Настроение Б. этого периода нашло выражение в поэме 'Шильонский узник' (1816). Олицетворением бесстрашия и свободолюбия явился образ Прометея (стих. 'Прометей'). Герой философско-символической поэмы 'Манфред' (1817) презирает власть, успех, порывает с религией; однако индивидуализм сказывается в его характере ещё сильнее, чем у героев восточных поэм.

В 1817-20 Б. жил в Венеции. С глубоким сочувствием отнёсся он к судьбе итальянского народа, страдавшего под игом Австрии. В эти годы написаны поэмы 'Жалоба Тассо' (1817), 'Мазепа' (1818), 3-я и 4-я песни 'Чайльд Гарольда' (1816-17), где сказалась вера Б. в силы народа.

'Песня для луддитов' (опубл. 1830) - отклик на новую волну рабочего движения. В 1818 написана поэма 'Беппо', знаменующая возникновение нового вида сатиры в творчестве Б. В стихотворении 'Ода к Венеции' (1818) и политической поэме 'Пророчество Данте' (1819) Б. призывал итальянцев бороться за объединение Италии, национальную независимость и свободу. В 1820-21 жил в Равенне, где стал деятельным членом организации карбонариев . В трагедиях 'Марино Фальеро, дож Венеции' (изд. 1821), 'Сарданапал' (1821), 'Двое Фоскари' (1821) одной из причин гибели героев является их оторванность от народа. В философско-символической драме 'Каин' (1821) герой-бунтарь, усомнившийся во всеблагости бога, возмущён униженностью и страданиями человека. В Пизе Б. создаёт драматическую трилогию на библейский сюжет 'Небо и земля' (закончена только 1-я часть), семейно-психологическую драму 'Вернер' (1822), поэму 'Остров' (1823). Поэма 'Видение суда' (1822) - пародия на одноименную поэму Р. Саути , прославлявшую умершего короля Георга III. В сатире 'Ирландская аватара' (1821, полн. изд. 1831) Б., описывая торжественную встречу, устроенную Георгу IV в Дублине, клеймит ирландцев за раболепие и забвение национальной чести. Поводом для политической сатиры 'Бронзовый век' (1823) послужил конгресс Священного союза в Вероне (1822), принявший решение подавить революционное движения в Европе. В Пизе и Генуе Б. продолжал работать над стихотворным романом, начатым в 1818, - 'Дон Жуан' (16 глав или песен; 17-я незаконч.). Рисуя экзотические картины и романтические приключения героя, Б. вместе с тем выступил как обличитель современного общества. Вместо характерной для него прежде проблемы 'человек и мир' в 'Дон Жуане' возникает проблема 'человек и среда', приближающая Б. к реализму.

В июле 1823 Б. отправился в Грецию, чтобы принять участие в освободительной борьбе греческих патриотов против турецкого ига. В декабре 1823 он достиг г. Миссолунги, где заболел лихорадкой и умер. Героической борьбе греков Б. посвятил стихи 'Песнь к сулиотам', 'Из дневника в Кефалонии', 'Последние слова о Греции'. Память его была отмечена в Греции народным трауром.

Поэтическая страстность, глубокий лиризм, идейная смелость, выразительность образов сделали Б. одним из любимейших поэтов в Европе 19 в. Влияние, оказанное Б. на всю мировую, в т.ч. русскую, литературу, очень велико.

С именем Б. связано общественное умонастроение в европейской литературе начала 19 в. под названием байронизм. Противоречивостью мировоззрения Б. обусловлено то, что с этим умонастроением ассоциировались индивидуализм, подчёркнутая разочарованность в общественной жизни, особый интерес к диким, экзотическим странам, но также бунтарский дух, свооодолюбие, готовность бороться на стороне угнетённых народов.

Высокую оценку получило творчество Б. у русских писателей и критиков.

Соч.: The works. A new revised and enlarged, ed., v. 1-13, L., 1898-1904; Byron's letters and diaries, ed. by P. Quennell, v. 1-2, [L.], 1950; Selected verse and prose works including letters and extracts from Lord Byron's journals and diaries, L.-Glasgow, 1965; в рус. пер. - Сочинения, т. 1-3, СПБ. 1904-05; Драмы, П.-М., 1922; Лирика и сатира, М., 1935; Избр. произв. в одном томе, [вступ. ст. А. В. Луначарского], Минск, 1939; Поэмы, [вступ. ст. М. Заблудовского], т. 1-2, М., 1940; Избр. произв., [вступ. ст. А. А. Елистратовой], М., 1953; Дон Жуан, пер. Т. Гнедич, [вступ. ст. Н. Дьяконовой], М.-Л., 1959; Пьесы. [Вступ. ст. А. А. Аникста], М., 1959; Дневники.-Письма, М., 1963.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 462-63; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 1-13, М., 1953-59 (см. Указатель); Розанов М. Н., Очерк истории английской литературы XIX в., ч. 1 - Эпоха Байрона, М., [1922]; Жирмунский В. М., Байрон и Пушкин, Л., 1924; Елистратова А. А., Байрон, М., 1956; её же. Наследие английского романтизма и современность, М., 1960; Кургинян М., Джордж Байрон, М., 1958; Алексеев М. П., Из истории английской литературы, М.- Л., 1960; Клименко Е. И., Байрон, Язык и стиль, М., 1960; Gray D., The life and work of Lord Byron, Nottingham, 1964; Joseph M. K., Byron the poet, L., 1964; Marchand L. A., Byron's poetry..., Boston, 1965; его же, Byron. A. biography, v. 1-3, N. Y., 1957.

М. С. Кургинян.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.