Значение РАСИН ЖАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

РАСИН ЖАН

(Racine) Жан (21.12.1639, Ферте-Милон, графство Валуа, ныне департамент Эн, - 21.4.1699, Париж), французский драматург, член Французской академии (1673). Сын чиновника. Отойдя от янсенистов (см. Янсенизм ), в школах которых получил образование, сочинил оды, был приближен ко двору. Ранняя трагедия 'Фиваида, или Братья-враги' (пост. и изд. в 1664). Единственная комедия Р. 'Сутяги' (пост. 1668, изд. 1669) высмеивает французский суд. Новую страницу в историю французской драматургии и театра вписала трагедия 'Андромаха' (пост. 1667, изд. 1668). Выступив после П. Корнеля, Р. создал классицистскую трагедию любовных страстей, выдвинувшую на первый план нравственную проблематику и отличавшуюся проникновенным изображением страдающего человека.

Тонкий и точный психологизм раскрывает драму внутренне раздвоенной личности, мятущейся между долгом и страстью, любовью и ненавистью. Наиболее глубоко и поэтично рисует Р. душевный мир женщин - ведущих персонажей его произведений.

Трагедии поэта строятся естественно и просто, подчиняясь внутренней логике чувств героев. Поэтому характеры и слово приобретают у Р. особенно большое значение, тогда как внешнее действие сводится почти на нет и легко укладывается в рамки трёх единств. В то же время эта строго организованная форма предельно насыщена бушующими в её рамках страстями, ослепляющими человека, превращающими его, вопреки собственной воле и разуму, в преступника и тирана, в жертву своей необузданности. Идеальные героини Р., напротив, стойко противостоят слепым страстям и произволу, готовы пожертвовать собой, чтобы сохранить верность нравственному долгу и спасти свою душевную чистоту.

Государство обычно предстаёт у Р. как начало деспотическое, близкое к восточной тирании, под игом которого гибнет всё светлое и добродетельное. Яркая политическая трагедия поэта 'Британник' (пост. 1669, изд. 1670) изображает рождение тирана. Дворянская природа абсолютной монархии обнаруживается здесь особенно ясно.

Расиновский идеал самоотречения, выражавший веру поэта в нравственную и общественную необходимость ограничения человеком своих личных стремлений, наиболее явно воплощён в трагедии 'Береника' (пост. 1670, изд. 1671), воспевающей отречение всех её героев от страсти. Но и здесь в центре оказываются страдания, которые влечёт за собой исполнение требований государства, а последующие трагедии Р. снова строятся на конфликте между монархическим деспотизмом и его жертвами ('Баязет', пост. и изд. 1672; 'Митридат', пост. и изд. 1673; 'Ифигения в Авлиде', пост. 1674, изд. 1675). В 'Федре' (пост. и изд. 1677) Р. с большой силой раскрыл трагедию высоконравственной женщины, ведущей тяжкую борьбу с одолевающей её преступной страстью. Величайшая трагедия поэта свидетельствовала о кризисе расиновского идеала самоотречения и таила в себе предощущение кризиса всего старого миропорядка.

Жизненная правда и сила изображенных Р. страстей и раньше шокировала придворные круги. Особенно возмутила их 'Федра'. Р. обвинили в безнравственности и провалили первые постановки пьесы. Он прекратил писать для театра. Это было связано и с новым обращением поэта к янсенизму. К драматургии Р. вернулся после 12-летнего перерыва, сочинив трагедию 'Эсфирь' (пост. и изд. 1689) для воспитанниц Сен-Сирского монастыря. Поэт взывал к религиозной терпимости. Новый жанр религиозно-политической драмы четко определился в трагедии на библейский сюжет 'Гофолия' (пост. 1690, изд. 1691), завершающейся вооруженным восстанием народа против властителя-деспота. Здесь любовная тема полностью вытеснена актуальным общественным содержанием. Предвосхитив просветительскую трагедию 18 в., Р. и в библейских драмах остался верен основным принципам своей поэтики: правдоподобие, экономия художественных средств и др. Благородной простотой отличается и язык Р. Завершают литературную деятельность Р. 'Духовные песни' (1694) и 'Краткая история Пор-Рояля' (изд. 1742). Крупнейший поэт классицизма, Р. оказал огромное влияние на всех представителей этого направления у себя на родине и за её пределами. Его творчество сохраняло всё своё значение и в годы Великой французской революции.

В конце 18 - начале 19 вв. на русский язык было переведено большинство трагедий Р. Роль Федры стала одной из коронных ролей Е. С. Семеновой. Высоко оценили трагедии Расина А. С. Пушкин и А. И. Герцен. В 1921 в новом переводе В. Я. Брюсова 'Федра' была поставлена московским Камерным театром с А. Г. Коонен в главной роли.

Соч.: CEuvres, t. 1-5, Р., 1931; CEuvres complètes. Preface de P. Clarac, P., [1969]; Theâtre complet [Texte etabli, avec pref., notices et notes, par M. Rat]. P., 1963; в рус. пер. - Соч., т. 1-2, М. - П., 1937; Федра, пер. В. Брюсова, предисл. Г. Бояджиева, М. - Л., 1940; Сутяги, Л. - М., 1959.

Лит.: Мокульский С., Расин, Л., 1940; Гриб В. P., Расин, в его книга: Избр. работы, М., 1956; Шафаренко И., Ж. Расин, в книга : Писатели Франции, М. , 1964; Lemaître J., Jean Racine, P., [1908]; Vossler K., J. Racine, Munch., 1926; Momet D., J. Racine, P., 1944; Bonzon A., La nouvelle critique et Racine, P., 1970; Eigeldinger M., La mythologie solaire dans l'oeuvre de Racine, Gen., 1970; Roubine J. J., Lectures de Racine, P., [1971]; Turnell M., J. Racine-dramatist, L., [1972] (лит.); Pocock G., Corneille and Racine. Problems of tragic form, L. - N. Y., 1973 (лит.).

И. Л. Финкельштейн.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.