в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Пример: 'Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцветали; Ох, кабы на меня не кручина, Ни о чём-то бы я не тужила...'. П. такого рода (образ из жизни природы и образ из жизни человека) распространён в народной поэзии; иногда он осложняется вводом отрицания и др. приёмами ('Не былинушка в чистом поле зашаталася - Зашаталася бесприютная моя головушка...'). П. рано был освоен письменной литературой: на нём во многом основан поэтический стиль Библии; разработкой его являются 3 древнейшие фигуры греческой риторики (изоколон - подобие длины членов, антитеза - контраст смысла членов, гомеочелевтон - подобие окончаний в членах). По аналогии с описанным словесно-образным П. иногда говорят о звуковом П. ( аллитерация , рифма ),о ритмическом П. (строфа и антистрофа в греческой лирике), о композиционном П. (параллельные сюжетные линии в романе) и т.п.
М. Л. Гаспаров.