(итальянский coda, буквально - хвост),
1) в поэтике - добавочный стих сверх схемы в твёрдых строфических формах (устойчивые комбинации строф), например в сонете - сверх 14 строк, в триолете - сверх 8 . В расширенном значении - заключительная часть сложной строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп или др. признаками (например, строки 5-7 в строфе 'Коринфской невесты' И. В. Гёте):
Знай, что смерти роковая сила
Не могла сковать мою любовь,
Я нашла того, кого любила,
И его я высосала кровь!
И, покончив с ним,
Я пойду к другим, -
Я должна идти за жизнью вновь!
2) В музыке - завершающий раздел музыкальной формы, дополняющий ее основную часть. Для К. типична устойчивость; в ней могут применяться тонический органный пункт, повторение построений завершающего характера, мелодико-гармоничные обороты, обобщающие, суммирующие тематический материал произведения. В медленных пьесах темп в К. обычно замедляется, внося успокоение, в быстрых - часто ещё более ускоряется. В крупных пьесах с контрастирующими темами в К. нередко вводится в виде напоминания тема среднего раздела пьесы.