стилистические (греч. schema, лат. figura - очертание, внешний вид; оборот речи), система исторически сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно в пределах фразы и реализующих экспрессивные (главным образом эмоционально-императивные) качества высказывания. Ф. с. используются в речи как нехудожественной (в обиходно-бытовом и газетно-публицистических стилях), так и художественной (особенно в поэзии).
Изучение Ф. с. имеет длительную историю (первые суждения относятся к эпохе античности). До недавнего времени Ф. с. рассматривались преимущественно в учебно-дидактическом плане; в практических пособиях по риторике, стилистике и поэтике демонстрировались образцы фигурированной речи, взятые, как правило, из произведений далёкого прошлого; приводились разнообразные классификации Ф. с. (их насчитывали от 20 до 70); соответствующие наставления исходили из предположения о том, что Ф. с. не более чем искусственные и внешние приёмы 'украшения' речи, осваиваемые посредством подражания. С современной точки зрения, Ф. с. - обычные, 'естественные' способы использования выразительных возможностей языка, применяемые говорящим (пишущим) при осуществлении конкретных актов речи и являющиеся одним из важнейших компонентов индивидуального стиля .
Ф. с. можно подразделить на три типа, каждый из которых существует в двух противоположных вариантах.
I. Ф. с. протяжённости делятся на: 1) Ф. с. убавления - эллипс - результат выбора конструкции с меньшим количеством составных частей; могут отсутствовать начало, середина, конец фразы. 'Ворон ворону [говорит] в ответ' (А. С, Пушкин). 2) Ф. с. добавления - результат выбора конструкции, в которой неоднократно используется одно и то же слово в одной и той же форме. Сюда относится прежде всего точный повтор ('Еду, еду - следу нету' - загадка). Может повторяться начало фразы - анафора или конец - эпифора , повтор может состоять также из конца предыдущей и начала последующей фразы - стык ('О, весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! ' - А. А. Блок). В большинстве случаев повторы неточные: повтор слова в одном и том же значении, но в разных падежах - многопадежность, или полиптотон ('Человек человеку - Друг, товарищ и брат'); повторение одного и того же слова в разных значениях - 'обыгрывание' многозначности, или дистинкция ('У кого нет в жизни ничего милее жизни, тот не в силах вести достойный образ жизни' - сентенция); определение дублирует определяемое - тавтология ('тёмный мрак'); перечисление близких по значению элементов - ампфликация ('Во саду ли, в огороде...' - народная песня); вслед за каким-либо словом следует другое, противоположное по значению - антитеза ('Я - царь, я - раб, я - червь, я - бог' - Г. Р. Державин).
II. Ф. с. связности делятся на: 1) Ф. с. разъединения - результат выбора конструкции со слабой связью составных частей. Сюда относятся: дистантное употребление слов, непосредственно связанных по значению ('Где взгляд людей обрывается куцый...', - В. В. Маяковский); парцелляция (реализация единой синтаксической конструкции более чем одной фразой: 'Я жаловаться буду. Губернатору.' - М. Горький); аттракция (устранение согласования: 'Началась у них драка-бой великая' - фольклор); вводные элементы ('И тут появляется - кто бы вы думали- - она...'); перестановка частей высказывания ('Умрём и бросимся в бой' - Вергилий) и др. 2) Ф. с. объединения - результат выбора конструкции с тесной связью составных частей: градация, синтаксический параллелизм , отнесение слова одновременно к двум членам предложения ('И горный зверь, и птица... Глаголу вод его внимали' - М. Ю. Лермонтов), повторение союзов и др.
III. Ф. с. значимости делятся на: 1) Ф. с. уравнивания - результат выбора конструкции с относительно равноценными составными частями: прямой порядок слов; контактное употребление слов, непосредственно связанных по значению; равномерность распространения второстепенных членов; приблизительно одинаковая длина фраз и абзацев. 2) Ф. с. выделения - результат выбора конструкции с неравноценными составными частями: инверсия (слово занимает не вполне обычную и потому 'сильную' для него позицию - либо в начале, либо в конце фразы: 'И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил' - Пушкин), градация (особенно нарастающая; начала строф стихотворений Ф. И. Тютчева: 'Восток белел... Восток алел... Восток пылал...'). Существуют Ф. с., усиливающие и выделяющие фразу в целом на фоне её окружающих: риторическое обращение (т. е. к неодушевлённому предмету: 'А ты, вино, осенней стужи друг...' - Пушкин), риторический вопрос ('Знаете ли вы украинскую ночь-' - Н. В. Гоголь), риторическое восклицание ('Какой простор!'); значимость фразы резко повышается также в результате отождествления её с абзацем ('Море - смеялось' - Горький). Названные простые Ф. с. способны синтезироваться в целостном тексте, образуя сложные фигуры.
Использование в речи Ф. с. (как и тропов ) - частный аспект проблемы мастерства писателя. Простое наличие или отсутствие Ф. с. вовсе не определяет стилистических достоинств текста. Углублённое изучение Ф. с. предполагает объединение усилий различных специалистов: в первую очередь лингвистов, литературоведов, психологов.
Лит.: Античные теории языка и стиля, М. - Л., 1936: Бэн А., Стилистика и теория устной и письменной речи, пер. с англ., М., 1886; Балли Ш., Французская стилистика, пер. с франц., М., 1961; Горнфельд А. Г., Фигура в поэтике и риторике, в сборнике: Вопросы теории и психологии творчества, 2 изд., т. 1, Хар., 1911; Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Рыбникова М. А., Введение в стилистику, М., 1937; Квятковский А., Поэтический словарь, М., 1966; Корольков В. И., К теории фигур, в кн.: Сборник научных трудов Моск. гос. пед. института иностранных языков им. М. Тореза, в. 78, М., 1974; Staiger Е., Die Kunst der Interpretation, Z., 1957; его же, Grundbegriffeder Poetik, 8 Aufl., Z. - Freiburg i Br., 1968; Lausberg Н., Handbuch der literarischen Rhetorik. Eine Grundlegung der Literaturwis-senschaft, [Bd 1v2], Munch., 1960: Todorov Т., Tropes et figures, в сборнике: To honor R. Jakobson. Essays on the occasion of his seventieth birthday, v. 3, The Hague - P., 1967.
В. И. Корольков.