[около 850 христ. эры] — индийский поэт и ученый, живший в Кашмире, автор «Дхванйалока», знаменитого трактата по поэтике, точнее — комментария к «Дхваникарика» (Строфы об отзвуке) неизвестного автора. По выдвинутому А. учению о «дхвани» (буквально «отзвуке») высшее достоинство поэтического произведения — в наличии в нем «скрытого смысла», «сквозящего через словесную сторону речи и ее буквальный смысл». Это учение является синтезом учения о настроениях (раса), разрабатывавшегося древнеиндийской драматургией (ср. Бхарата-Муни) , и учения о стилистических формах (рити), свойственного предшественникам А. в области поэтики (ср. Вамана , Дандин). Теория поэзии А. отмечает так. обр. отказ
120 древнеиндийской поэтики от чисто формального анализа поэтического произведения и развития ее в сторону эстетических изысканий. Библиография: Щербатский Ф. И., Теория поэзии в Индии, журн. МНП, май, 1902; Ольденбург С. Ф., Несколько слов о Калидасе и его драмах и о сущности индийской поэзии Калидаса; Драмы, перев. Бальмонта, со вступит. ст. С. Ф. Ольденбурга, М., 1913; Ларин Б., Учение о символе в индийской поэтике, «Поэтика», II, Л., 1927; Jacoby H., A.’s Dhvany?loka, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», Bd. 56, H. III, Bd. 57, H. II, Lpz., 1902–1903. R. S.