Значение ПАЗОЛИНИ ПЬЕР ПАОЛО в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ПАЗОЛИНИ ПЬЕР ПАОЛО

(Pasolini) Пьер Паоло (родился 5.3.1922, Болонья), итальянский писатель, сценарист, кинорежиссёр. Родился в семье военного. Окончил литературный факультет Болонского университета. Выступил в литературе сначала как поэт. Цикл стихов 'Прах Грамши' (1957) отразил гражданственный дух П., усмотревшего в жизни рабочих римских окраин надежду на лучшее будущее. В сборнике 'Поэзия в форме розы' (1964) проявилось чувство моральной ответственности поэта за судьбы человека. Поэзия П. открыто публицистична. Ранняя проза П.- романы из жизни римского люмпен-пролетариата, деклассированных элементов буржуазного общества ('Лихие парни', 1955, 'Жестокая жизнь', 1959) - проникнута бурным социальным протестом, но натуралистична, перегружена жаргонными словами. В конце 60-х гг. в творчестве П., активно участвующего в деятельности прогрессивного лагеря итальянской культуры, нарастают противоречия: ненависть к буржуазному 'обществу потребления', к приспособленческой идеологии сочетается с мотивами разочарования, бесперспективности (роман 'Теорема', 1968). П. автор работ в области языка, стилистики, литературоведения. В сборнике публицистических статей 'Еретический эмпиризм' (1972) наряду с марксистскими положениями присутствуют и левацкие, экстремистские тенденции.

В середине 50-х гг. П. выступает как сценарист, в 60-е гг. как режиссёр. Поставил фильмы 'Нищий' ('Аккаттоне', 1961), 'Мама Рома' (1962), создал киноновеллу 'Овечий сыр' (в фильме 'Рогопаг', 1963). Персонажи фильмов П. сродни героям его романов. Фильм 'Евангелие от Матфея' (1964) - попытка осовременить Евангелие. Христос представлен в картине как бунтарь, обличитель угнетателей. Фильм-притча 'Птицы большие и малые' (1966) наиболее ясно отразил глубокие противоречия творчества П., его стремление к отказу от всякой идеологии. Последующие картины: 'Царь Эдип' (1967), 'Теорема' (1968), 'Медея' (1969), 'Свинарник' (1969), 'Декамерон' (1971), 'Кентерберийские рассказы' (1972). П. по-своему яростно осуждает жестокость и бездуховность буржуазного общества, однако на первый план в его фильмах отчётливо выдвигаются грубый натурализм и эротика.

Соч. в рус. пер.: Нищий (Аккаттоне), в сборнике: Сценарии итальянского кино, М., 1967; в сборнике: Итальянская лирика. XX век, М., 1968: в сборнике: Итальянская новелла XX века, М., 1969.

Лит.: Юткевич С., Париж - Канн, 66, 'Искусство кино', 1966, | 9; Ferretti G. C., Letteratura e ideologia. Roma, 1964; Asor Rosa A., Scrittori e popolo, Roma, 1965; 'Cinema', 1971, | 65 (номер посвящен Пазолини).

Г. Д. Богемский, 3 . М. Потапова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.