Значение ВЕРОНЕЗЕ ПАОЛО в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ВЕРОНЕЗЕ ПАОЛО

(Veronese; собственно Кальяри, Caliari) Паоло (1528, Верона, - 19.4.1588, Венеция), венецианский живописец Позднего Возрождения. Учился у веронского художника А. Бадиле. Работал, главным образом, в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе. В 1560, возможно, посетил Рим. Произведения В. конца 1540 - начала 1550-х гг. говорят об изучении им рисунка Микеланджело , композиционных построений Рафаэля и Корреджо , колористических открытий Тициана . К середине 1550-х гг. складывается самостоятельный стиль В., сочетающий лёгкий, артистически изощренный рисунок и пластику форм с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных созвучиях чистых цветов, объединённых светоносным серебристым тоном. Главная сфера деятельности В. - монументально-декоративная живопись. Его исполненные маслом на холсте крупные многофигурные композиции, украшающие стены и плафоны светских и культовых зданий Венеции, часто служат прославлению величия и военных триумфов Венецианской республики. Им присущи героическая приподнятость образов, энергичная светотеневая лепка, выразительность ракурсов и движений, праздничное, ликующее великолепие цвета ('Старость и Юность', 1553, 'Диалектика', 1575-77, 'Триумф Венеции', 1578-1585, - все во Дворце дожей, Венеция; 'Триумф Мардохея' и др., 1556, церковь Сан-Себастьяно, Венеция). Выполненные В. фрески в загородных венецианских виллах (вилле Соранцо, 1551, фрагменты фресок ныне в соборе в Кастель-Франко; вилле Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561), с их холодной воздушной цветовой гаммой, отличаются большей интимностью образов; наряду с мифологическими композициями и аллегорическими фигурами в них встречаются пейзажи и жанровые сцены с шутливыми иллюзионистическими эффектами. Воплощая гуманистическое идейно-образное содержание в целостных, законченных монументально-декоративных формах, органически связывая живопись с архитектурой, В. развивает на новом этапе лучшие достижения искусства эпохи Возрождения. Излюбленный вид станковой картины В. - торжественные многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий и аудиенций, в которых человек выступает во взаимосвязи с окружающей его общественной средой ('Брак в Кане', 1563, Лувр, Париж; 'Семья Дария у ног Александра', после 1565, Национальная галерея, Лондон; цикл картин для семьи Куччина, в том числе 'Брак в Кане' и 'Поклонение волхвов', около 1571, - обе в Картинной галерее, Дрезден; 'Пир в доме Левия', 1573, Галерея Академии, Венеция). Смелое введение конкретных жизненных наблюдений, жанровых мотивов, портретов современников стало причиной обвинения В. инквизицией в 1573 в излишне светской трактовке религиозных тем. В. создал большое число алтарных образов, разнообразных по замыслу и композиционным решениям ('Мадонна с младенцем и святыми', около 1562, 'Обручение св. Екатерины', около 1575, - оба в Галерее Академии, Венеция). Немногочисленным портретам В. свойственны мягкая лиричность, иногда оттенок жанровости ('Белла Нани', 1550-е гг., Лувр, Париж; 'Граф да Порто с сыном Адриано', около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). Последние годы творчества В. отмечены признаками кризиса ренессансного мировоззрения. В работах В. 1580-х гг. появляются холодная парадность и внешняя патетика; в них проскальзывают вместе с тем настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии ('Похищение Европы', 1580, Дворец дожей, Венеция; 'Агарь и Исмаил в пустыне', 1580-е гг., Художественно-исторический музей, Вена; 'Оплакивание Христа', начало 1580-х гг., Эрмитаж, Ленинград). Рафинированный, богатый тончайшими переливами красок колорит становится менее звучным. Среди учеников В. - его брат Бенедетто, сыновья Карло и Габриеле.

Лит.: Антонова И. А., Веронезе, М., 1957; Fiocco G., Paolo Veronese, Bologna,, 1928; Palucchini R., Catalogo della mostra di Paolo Veronese, Venezia, 1939; его же, Veronese, 3 ed., Bergamo, 1953.

И. А. Антонова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.