в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий 'сверхъестественное', универсальный принцип объяснения всего сущего. Так как понятие природы истолковывается при этом различно, Н. свойствен как некоторым разновидностям материализма (стихийный, естественнонаучный, механистический, вульгарный и др.), так и некоторым идеалистическим течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевлённостью ( панпсихизм ) или одухотворённостью ( пантеизм ) . В социологии Н. присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами - климатическими условиями, географической средой ( географическая школа в социологии), биологическими и расовыми особенностями людей и т.д. ( биологическое направление в социологии ) . В этике Н. характеризуется выведением принципов морали из некоего природного начала (космоса, органического мира, биологии или психологии человека); он свойствен таким этическим направлениям, как гедонизм , эвдемонизм , утилитаризм , этический эволюционизм. Н. был одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли 17-18 вв., исходившей из некоей внеисторической природы человека (концепции 'естественного человека', естественного общества, естественной морали, естественного права ) .
Диалектический и исторический материализм преодолевает натуралистический подход к обществу и человеку, присущий в той или иной мере всем формам метафизического материализма, и утверждает специфический характер закономерностей социально-исторического развития, не сводимых к каким-либо абстрактным и неизменным 'природным' началам.
Лит.: Каримский А. М., Философия американского натурализма, М., 1972.