- (от латинского naturalis -природный, естественный) 1. Направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США и стремившееся к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Объектом натурализма (прежде всего в литературе) был человеческий характер в его обусловленности физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение. Творчество ведущих писателей, приверженцев натурализма (особенно Э. Золя, Э. и Ж. Гонкуров, Г. Гауптмана), оказало непосредственное влияние на ряд художников (Э. Мане, Э. Дега, А. Тулуз-Лотрека, Т. Стейнлена, К. Менье, К. Кольвиц и др.). 2. Идеологические и стилевые тенденции, художественный метод, противостоящие реализму, выражающиеся в во внешне жизнеподобном воспроизведении реальности, но без ее идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки и отбора. Черты бескрылого, поверхностного изобразительства, пассивного копирования второстепенных подробностей, легко сочетались с академической идеализацией, порождая многочисленные разновидности салонного искусства. Другая сторона натурализма - пристрастие к достоверно-фактографическому изображению мрачных, теневых явлений жизни, сцен жестокости и насилия, культ силы (например, сюрреализм). Преувеличенная достоверность внешних деталей свойственна и некоторым новейшим направлениям искусства (например, гиперреализму).
(Илл. Ф. фон Штук. Возвращение весны. 1909 г.)