Значение НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА

искусства, одно из основных понятий марксистско-ленинской эстетики, означающее связь искусства с народом, обусловленность художественных явлений жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями трудящихся, выражение в искусстве идеалов, интересов и психологии народных масс.

В процессе исторического развития Н. и. приобретала различные формы. Художественное творчество в первобытнообщинном строе ещё не обособилось в самостоятельную сферу деятельности и, будучи непосредственно 'вплетено' в социальную практику коллектива, обслуживало всю массу общества. Эта первоначальная примитивная форма Н. и. выступает как исходный пункт развития так называемого народного творчества - искусства, непосредственно создаваемого трудящимися в условиях классовых обществ. С развитием разделения труда и постепенным обособлением профессионального искусства как особой формы духовной культуры - процессом, который окончательно завершается только в эпоху капитализма, формируются новые формы народности художественной культуры. В античном обществе на почве рабовладельческой демократии расцветает искусство, народность которого заключается в выражении идеалов и интересов коллектива свободных граждан классического полиса. При этом производительский класс - рабы - остаётся практически за пределами развития эстетического сознания общества. Художественная идеология средневекового феодального общества, особенно на ранних стадиях, имеет своим исходным пунктом эстетическое сознание крестьянской общины, а позднее и трудящихся города. В этом основа народности средневекового искусства.

Новая пора наступает с эпохи Возрождения. Искусство получает возможность освободиться от патриархальной примитивности средневековья на основе широкого развития исторической самодеятельности масс. Но вместе с тем здесь назревает и новое противоречие. На исходе этой эпохи народного творчество впервые отчётливо расходится с 'учёным' искусством, ориентирующимся на 'образованную' верхушку общества, но концентрирующим в себе основные потенции эстетического прогресса. В результате происходит отчуждение масс от профессионального искусства, которое становится всё менее доступным народу. Отсюда нередко рождается протест против художественных завоеваний своего времени ( Савонарола , Карлштадт , нидерландские 'иконоборцы'). Однако на протяжении всей последующей истории народное творчество, непосредственно отражающее сознание трудящихся масс, их эстетические вкусы, составляет важнейший пласт художественной культуры, который нередко служит источником и профессионального искусства. Вместе с тем формируются направления в искусстве, которые, не будучи прямым выражением эстетического сознания трудящихся, отражают борьбу за интересы народа, преломляют в себе настроения масс; в этом проявляется Н. и., непосредственно или опосредованно связанного с демократическим освободительным движением. Оно выражает, хотя зачастую и противоречиво, идеалы и связанные с ними действительные интересы трудящихся, а не уровень их массового сознания. Таково искусство Г. Э. Лессинга и Ф. Гойи, Р. Бернсан П. Б. Шелли, Л. Бетховена и Г. Гейне, В. Гюго и О. Домье, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, И. Е. Репина и М. П. Мусоргского, Лу Синя и Р. Тагора.

Н. и. проявляется и в творчестве таких художников, которые, не будучи связанными с освободительно-демократическим движением, благодаря глубине и правдивости своего творчества сумели отразить существеннейшие стороны жизни и потребности своего народа, почувствовать величие его исторического творчества. В этом раскрывается внутреннее единство Н. и. и реализма, что отчётливо может быть прослежено у таких великих национальных поэтов, без которых немыслимо представить себе общественное самосознание отдельных наций: у итальянцев - Данте, у англичан - У. Шекспир, у немцев - И. В. Гёте, у русских - А. С. Пушкин, у грузин - Ш. Руставели.

Демократическое движения эпохи буржуазных революций дали возможность впервые осмыслить народный характер искусства, его связь с жизнью народа, с характером каждой нации, с борьбой, которую массы ведут за свободу. Основы теории Н. и. возникли в эстетике Просвещения. Просветители указывали на связь 'учёного' искусства с народным мышлением, с образным и метафорическим характером народного языка, с народным эпосом и мифологией (Дж. Вико, И. Г. Гердер, В. Гумбольдт и др.). Центральное место занимает идея Н. и. в эстетике романтизма, где она органически связывается с проблемой национальности в художественном творчестве. Однако большинство представителей романтической школы (В. Ваккенродер, А. Арним и К. Брентано - в Германии, С. П. Шевырёв - в России) подчёркивали преимущественно патриархальный характер народного искусства, противопоставляли его как нечто бессознательное и естественное профессиональному искусству как искусственному и индивидуалистическому. Более глубокое понимание Н. и. высказали писатели-реалисты А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Стендаль, которые видели основу Н. и. в народной жизни, в 'духе' народа, преломляющем исторический опыт данной нации.

Наиболее глубоко в домарксистской эстетике теория Н. и. была разработана русскими революционными демократами, особенно В. Г. Белинским и Н. А. Добролюбовым. Подвергнув критике романтически-патриархальное понимание Н. и. славянофилами, они сумели связать идею Н. и. не только с жизнью и интересами масс, но и с освободительной борьбой трудящихся. Революционные демократы были далеки от сентиментальной идеализации мелкобуржуазного эстетического сознания (П. Ж. Прудон). В просвещении и раскрепощении народа они видели условие освоения художественных достижений широкими массами, преодоление той ограниченности распространения профессионального искусства только в среде 'образованных классов', которая заставила Л. Н. Толстого подвергнуть острой критике отрыв искусства от народа.

Анализ и критика противоречий капиталистической цивилизации стали исходным пунктом марксистского понимания Н. и. К. Маркс и Ф. Энгельс не только глубоко охарактеризовали народной основы ряда художественных явлений (античной художественной мифологии, средневековой народной поэзии, Шекспира), но и раскрыли причины обездоленности народных масс в сфере искусства в буржуазном обществе, показали, что путём к преодолению этих антагонизмов является социалистическая революция. Подвергнув критике вульгарное понимание связи искусства с интересами 'низших классов' (критика романа Э. Сю 'Парижские тайны', поэзии 'истинного социализма' и т.д.), Маркс и Энгельс показали, что в основе подлинной Н. и. лежит объективное, глубоко правдивое художественное освоение действительности. Если буржуазная социология усматривает народность только в тех художественных явлениях, которые являются эстетическим 'эквивалентом' определённого состояния народа, то Маркс и Энгельс всегда подчёркивали значение реалистического искусства как орудия пробуждения и революционизирования народного сознания.

Теория Н. и. была поднята на высшую ступень В. И. Лениным. На основе опыта социалистической революции и начального этапа строительства социалистической культуры в СССР Ленин раскрыл диалектику превращения искусства в общенародное достояние как один из центральных моментов культурной революции. Он подчеркнул, что лишь в условиях социализма, ликвидирующего антагонистический разрыв между художественной культурой и миллионами трудящихся, совершается процесс возвращения художественных ценностей народу. Н. и. для Ленина - решающий критерий оценки во всех вопросах, как эстетической теории, так и художественной политики.

Буржуазная эстетика оказалась неспособной указать пути преодоления противоречий эстетического сознания, порожденных антагонизмами классового общества. Эти противоречия практически разрешаются в ходе строительства социалистической культуры, руководствующегося, в частности, мыслью Ленина о том, что 'искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их' (Цеткин К., Воспоминания о Ленине, М., 1959, с. 11). Это положение, определяющее политику КПСС в области литературы и искусства, воплощается в практике художественного творчества на основе метода социалистического реализма , характеризующегося последовательным осуществлением принципа Н. и.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. [Сборник], т. 1-2, М., 1967; Ленин В. И.. О литературе и искусстве. [Сборник], 4 изд., М., 1969; Добролюбов Н. А., О степени участия народности в развитии русской литературы, Собр. соч., т. 1, М., 1950; Горький А. М., Советская литература. Доклад на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей, Собр. соч., т. 27, М., 1953; Егоров А. Г., Искусство и общественная жизнь, М., 1959; Искусство и народ. [Сб. ст.], М., 1966.

Г. А. Недошивин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.