Значение МОСКВИН АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МОСКВИН АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Андрей Николаевич [р. 1(14).2.1901, Царское Село, ныне г. Пушкин, - 28.2.1961, Ленинград], советский оператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Один из крупнейших мастеров советской операторской школы. Много работал с режиссёрами Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом. Первоначально их общие устремления сводились к поискам оригинальной изобразительной формы (фильмы 'Чёртово колесо', 1926; 'Шинель', 1926, совместно с Е. С. Михайловым). Но уже в картинах 'С. В. Д.' (1927) и 'Новый Вавилон' (1929) М. обращается к принципам живописной трактовки материала. Лучшие достижения М. воплощены в кинотрилогии о Максиме ('Юность Максима', 1935; 'Возвращение Максима', 1937; 'Выборгская сторона', 1939, совместно с Г. Н. Филатовым), отличающейся композиционной выразительностью кадра, тонко нюансированной световой палитрой, образной передачей атмосферы событий. В фильмах режиссера С. М. Эйзенштейна 'Иван Грозный' (1-я и 2-я серии, 1945, 1958, совместно с Э. К. Тиссе) изобразительные принципы М. получают дальнейшее развитие. В цветном эпизоде 2-й серии 'Ивана Грозного' положено начало эстетическому освоению цвета в кино. Как драматургический фактор цвет выступает и в др. фильмах М. - 'Над Неманом рассвет' (1953), 'Овод' (1955), 'Дон Кихот' (1957, совместно с А. И. Дудко, И. А. Грицюсом, Э. А. Розовским). Государственная премия СССР (1946, 1948). Награждён 2 орденами.

Р. И. Маланичев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.