Милтон (Milton) Джон (9.12.1608, Лондон, - 8.11.1674, там же), английский поэт, политический деятель, мыслитель. Сын нотариуса, близкого пуританским кругам. В 1632 окончил Кембриджский университет, получив степень магистра искусств. Уже в ранних произведениях М. (соч. философского характера, стихи на английском и латинском языках) сказалось знакомство М. с философией Ф. Бэкона и др., его близость к пуританской поэзии: 'L'allegro' ('Жизнерадостный') и 'II penseroso' ('Задумчивый') - лирический диптих; драматическая поэма 'Комус' - аллегория борьбы целомудрия с пороком. В 1638 М. опубликовал элегию 'Люсидас', полную намёков на религиозно-политическую борьбу в Англии. В 1638-39 жил в Италии, в 1639 вернулся на родину, чтобы выступить против т. н. епископальной церкви; борьба против неё была прелюдией борьбы против монархического строя. В период Английской буржуазной революции 17 века М. - выдающийся публицист, сторонник индепендентов . В защиту свободы печати против принятого Долгим парламентом закона о цензуре написал памфлет 'Ареопагитика' (1644, рус. пер. 1907). Книга 'Иконоборец' (1649), обосновывающая осуждение и казнь короля Карла I как тирана, убийцы и откровенного врага английского государства, открывает полемику с роялистскими памфлетистами Англии и континентальной Европы. В двух памфлетах 'Защита английского народа' (1650 и 1654) М. выступил последователем тираноборческих теорий 16 в., поборником суверенитета англ. республики. В 1649-1652 в должности 'латинского секретаря' вёл международную государственную переписку; сотрудничал в официозном журнале 'Меркуриус политикус' ('Mercurius Politicus'). Неоднократно высказывал тревогу по поводу положения дел в Англии, порицая нарушение прерогатив парламента, отсутствие религиозной свободы, расправу с демократическим движением. В памфлетах 1659-60 М. предупреждает о том, что торжество Реставрации приведёт к возрождению тирании. К этому времени относятся его переводы псалмов и сонеты.
После реставрации Стюартов (1660) соч. М. 'Иконоборец' и оба памфлета 'Защита английского народа' были публично сожжены. Избежав тюрьмы и смерти, М. вёл уединённую жизнь. Его бедствия усугубила слепота. В этот период напряжённого творчества им созданы поэмы на библейском материале 'Потерянный рай' (1667) и 'Возвращенный рай' (1671), а также 'История Британии' (1670). В первой говорится о закономерности восстания против самого бога. Мятежный образ Сатаны, при всём противоречии, которое проявил М. в оценке его действий, титаничен и глубоко привлекателен, как и образы людей, нарушающих божью заповедь. Гуманист, боровшийся в М. с богобоязненным пуританином, определил сложный, противоречивый идейно-художественный комплекс поэмы. Вторая поэма М. слабее, хотя и в ней содержится идея борьбы. Творческий путь М. закончил блестящей трагедией 'Самсон-борец' (1671, рус. пер. 1911), славящей неисчерпаемые силы народного сопротивления тирании. Творческого эволюция М. шла от традиций Позднего Ренессанса к выработке самостоятельного стиля, в котором намечается общая классицистическая тенденция. Воздействие М. на развитие европейской поэзии прослеживается вплоть до 30-х гг. 19 в. Английского поэта и мыслителя знали и высоко ценили в России 18-19 вв., и сам М. проявил интерес к России, посвятив ей 'Краткую историю Московии' (1682, рус. пер. под названием 'Московия Джона Мильтона', 1875).
Соч.: The works, v. 1-8, N. Y., 1931-38; в рус, пер. - Потерянный и возвращенный рай, СПБ, 1899.
Лит.: Луначарский А. В., Собр. соч., т. 4, М., 1964, с. 164; История английской литературы, т. 1, в. 2, М. - Л., 1945; Кон И. С., Дж. Мильтон как социально-политический мыслитель, 'Вопросы философии', 1959, | 1; Самарин Р. М., Творчество Джона Мильтона, М., 1964; Hanford J., Milton handbook, N. Y., 1926; Tillyard E. M., Milton, L., 1959; Muir K., John Milton, L., 1961; Parker W. R., Milton. A biography, v. 1-2, Oxf., 1968; Milton studies..., [Pittsdurgh, 1969] (изд. продолжается).
Р. М. Самарин.