Мильтон (John Milton) - классический английский поэт (1608 - 74),род. в Лондоне, был сыном состоятельного ходатая по делам, получил оченьосновательное образование отчасти в школе св. Павла, отчасти дома, апотом в Кембриджском унив. По окончании курса он провел пять лет уродителей, в маленьком городке Гортоне (близ Лондона) без определенныхзанятий, всецело погруженный в самообразование и самосовершенствование.Этот первый юношеский период жизни М. завершился в 1637 г. путешествиемпо Италии и Франции, обогатившим поэта неизгладимыми впечатлениями идружбой Галилея, Гуго Гроция и др. В противоположность большинствувеликих людей, М. провел первую половину жизни среди полной душевнойгармонии; страдания и душевные бури омрачили зрелый возраст его истарость. Светлому настроению молодого М. соответствует характер егопервых поэтических произведений, noэме "L'Allegru", "II Peuseroso","Lycidas" и "Comus". Последняя - одна из самых блестящих драматическихпасторалей (masks), на которые в то время еще не прошла мода. В"Allegro" и "II Penseroso" М. рисует человека в двух противоположныхнастроениях, радостном и созерцательно-грустном, и показывает, какокрашивается для созерцателя природа со сменой этих настроений. Обекороткие поэмы проникнуты непосредственным чувством и особойграциозностью, характеризующей лирику Елизаветинской поры и уже более невстречающейся у самого М. "Lycidas" задуман в том же духе и дает тонкиеописания идеализированной сельской жизни, но само настроение глубже иобнаруживает таящиеся в душе поэта патриотические страсти; фанатизмреволюционера-пуританина странным образом переплетается здесь смеланхолической поэзией в духе Петрарки. С 1639 по 1660 г. длится второйпериод в жизни и деятельности М. Вернувшись из Италии, он поселился вЛондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат о воспитании("Tractate of Education, to Master Samuel Hartiib"), имеющий главнымобразом биографический интерес и показывающий отвращение М. ко всякойрутине. В 1643 г. М. женился на Мэри Повэль - и эта женитьба превратилаего безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий иматериальных невзгод. Жена М. уехала от него в первый год жизни и своимотказом вернуться довела его до отчаяния. Свой собственный неудачныйопыт семейной жизни М. распространил на брак вообще и написалполемический трактат "The Doctrine and Discipline of Divorce". Перейдя вряды партии "независимых", М. посвятил целую серию политическихпамфлетов разным вопросам дня. Все эти памфлеты свидетельствуют о силемятежной души поэта и о блеске его воображения и красноречия. Самаязамечательная из его защит народных прав посвящена требованию свободыдля печатного слова ("Areopagilica: A speech for the Liberty ofunlicensed Printing to the Parliament of England"). Из остальных 24памфлетов первый ("Of Keformalion touching Church Discipline In Englandand the Causes that hitherto have hindered It") появился в 1641 г., апоследний ("A ready and easy way to establish a free Commonwealth") в1660 г.; они обнимают собой, таким образом, все течение английскойреволюции. При наступлении парламентского правления М. занял местоправительственного секретаря для латинской корреспонденции. В числедругих поручений, исполненных М. во время его секретарства, был ответ наанонимный роялистский памфлет "Eikon Basilike", появившийся после казниКарла I. М. написал "Eikonioklastes", в котором остроумно побивал доводыанонима. Менее удачной была полемика М. с другими политическими ирелигиозными антагонистами, Салмазием и Морусом. В 1652 г. М. ослеп, иэто тяжко отразилось на его материальных средствах, а реставрацияСтюартов принесла ему полное разорение; еще тяжелее был для М. разгромего партии. На старости он очутился один в тесном кругу семьи - второйжены (первая умерла рано, вернувшись в дом мужа за несколько лет досмерти), совершенно чуждой его духовной жизни, и двух дочерей; последнихон заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал вних крайне недружелюбное к нему отношение. Для М. наступило полноеодиночество - и вместе с тем время величайшего творчества. Этотпоследний период жизни М., 1660 - 1674 гг., ознаменовался тремягениальными произведениями: "Paradise Lost", "Paradise Regained" и"Samson Agonistes". Первое из них появилось в печати в 1667 г., двапоследниt в 1670 г. "Paradise Lost" - христианская эпопея о возмущенииотпавших от Бога ангелов и о падении человека. В противоположностьгероическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте,"Потерянный рай" не дает простора творческому вымыслу поэта. ПуританинМ. избрал библейский сюжет и передавал его согласно словам Писания;кроме того, его действующие лица принадлежат большей частью к областисверхчеловеческой и не допускают того реализма описаний, который такобаятелен у Данте. С другой стороны, ангелы и демоны, Адам и Ева идругие действующие лица Мильтоновской эпопеи имеют определенный образ внародном воображении, воспитанном на Библии - и от этих традиций М.,поэт глубоко национальный, никогда не уклоняется. Эти особенностиматериала, над которым работал М., отражаются на его поэме; техническаясторона описания условна, в изложении мало образности; библейскиесущества часто кажутся только аллегорией. Великое значение "Потер. рая"- в психологической картине борьбы неба и ада. Кипучие политическиестрасти М. помогли ему создать грандиозный образ сатаны, которого жаждасвободы довела до зла. Первая песнь "Потерянного рая", где побежденныйвраг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозынебу - самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточникомдемонизма Байрона и всех романтиков вообще. Воинственная религиозностьпуританина воплотила дух времени в образе души, рвущейся на свободу.Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны"Потерянного рая" соответствует идиллическая часть - поэтическиеописания рая, любви первых людей и их изгнания. Бесчисленные поэтическиекрасоты в передаче чувств, музыкальность стиха, грозные аккорды, говорято непримиримости в деле веры, дают вечную жизнь эпопее XVII в. "ParadiseRetained" ("Возвращенный рай") передает историю искушения Ииcуccа Христадухом зла и написана более холодно и искусственно. В третьей поэме,написанной М. в дни старости - "Samson Agouisles" - поэт отразил в образе библейского героя разбитые надежды своейпартии. См. Jobuson, "Lives of poets"; Macaulay, "Essays"; "GreatWriters: Milton" (с библиогр. ук.). З. Венгерова. Литература. В 1682 г. напечатана "Brief History of Moscovia",компиляция, несомненно принадлежащая М. Она издана по-русски, со статьейи примеч. Ю. В. Толстого, под заглавием: "Московия Джона М." (М., 1875). Русские переводы сочинений М.: М. А. П. А. (т. е. Московской академиипрефект Амвросий - Серебренников), "Потерянный рай" поэма героическая(Москва, 1780; 3-е изд. с приобщением "Возвращенного рая", М., 1803; 6-еизд. М., 1827, с биографией М. 1828; 7-е изд. М., 1860; перев. сфранц.); Е. И. Люценко, "Потерянный рай" (СПб., 1824); Ф. Загорский,"Потерянный рай" и "Возвращенный рай" (М., 1827; 4-е изд. 1842 - 1843);Е. Жадовская, "Потерянный рай", с приобщением поэмы "Возвращенный рай"(М., 1859; очень неудачный перевод в стихах); А. Зиновьев, "Потерянныйрай" (М., 1861); С. Писарев, "Потерянный рай" (СПб., 1871; стихами);"Потерянный рай", с присовокуплением "Возвращенного рая" (М., 1871); А.Шульговская, "Потерянный и возвращенный рай" (СПб., 1878); Н. М.Бородин, "Потерянный и возвращенный рай" (М., 1882, 2-е изд. 1884, пер.с франц.); В. Б - ъ, "Потерянный и возвращенный рай" (М., 1884, перев. сфранц.); "Потерянный рай", изд. А. Ф. Маркса, с рис. (СПб., 1895);Андреев, "Рождение Христа", гимн (СПб., 1881); "Ареопагитика", речь М.,обращенная к англ. парламенту, 1644 г. ("Соврем. Обозрение", 1868, № 5).Ср. Маколей, "М." ("Светоч", 1860, № 11-и "Сочин.", т. 1); Ф. Ч.,"Публичные чтения в Киеве проф. Седина" ("Молва", 1857, № 9).
Значение слова МИЛЬТОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МИЛЬТОН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012