Значение МАНТЕНЬЯ АНДРЕА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МАНТЕНЬЯ АНДРЕА

(Mantegna) Андреа (1431, Изола-ди-Картуро, Венето, - 13.9.1506, Мантуя), итальянский живописец и гравёр Раннего Возрождения. Представитель падуанской школы . Учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе [1441(-) - 1448]. Испытал влияние Донателло , Андреа дель Кастаньо и венецианской живописи. Огромное значение для формирования искусства М. имело изучение им древнеримской скульптуры и архитектурного декора, увлечение археологией и эпиграфикой. М. вносил в религиозные композиции героическое мироощущение, проникнутое пафосом утверждения силы и достоинства человеческой личности. Уже в росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (1449-55; в 1944 почти полностью погибли) проявляется приверженность М. к жёсткой, архитектоничной композиции, сильным ракурсам. В этом и последующих произведениях М. (триптих для церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457-59, хранится там же, отдельные части - в Лувре, Париж, и Музее изящных искусств, Тур) складывается его характерная живописная манера, в которой краски, отливающие металлическим блеском, уподобляются драгоценным эмалям. В пейзажных фонах, где доминируют кристаллические скалистые образования, М. и в окружающей среде выявляет героическое начало. С 1460 М. живёт в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага. В росписях 'Камеры дельи Спози' в замке Сан-Джорджо (1474) М. осуществляет синтез архитектуры (реальной и нарисованной) и живописи, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера в целом; иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо . Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с 'Триумфом Цезаря' (1485-88, 1490-92, Хэмптон-корт, Лондон). К поздним произведениям М. принадлежат: аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы д-Эсте ('Парнас', 1497, Лувр, Париж, и другие), цикл монохромных картин ('Самсон и Далила', 1500-е годы, Национальная галерея, Лондон, и другие). Графические работы М. (7 гравюр на меди: 'Битва морских божеств' и другие) почти не уступают его живописи по монументальности образов; чеканная пластичность форм сочетается в них с нежностью штриховой моделировки.

Лит.: 3намеровская Т. П., Андреа Мантенья, Л., 1961; Лазарев В. Н., Мантенья, в его книге: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 201-270; Kristeller P., A. Mantegna, B. - Lpz., 1902; Fiocco G., Mantegna, Mil., 1937; Tietze-Conrat E., Mantegna, L., 1955; Paccagnini G., Andrea Mantegna, Mil., 1961.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.