Значение КОНСТАНТИН (В ДРЕВНЕМ РИМЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

КОНСТАНТИН (В ДРЕВНЕМ РИМЕ)

(Constantinus). В Древнем Риме:

К. I , или К. Великий, Флавий Валерий (Flavius Valerius Constantinus Magnus) (около 285, Наиссус,- 337, Анкирон), император в 306-337. Сын Констанция Хлора. После смерти отца был провозглашен августом (306) британскими легионами, правил в Галлии. В 311 (после смерти цезаря Галерия ) началась борьба 4 августов (Лициния, Максенция, Максимиана Дайи и К.) за власть. В 312 К. разбил у Мульвийского моста (в Риме) Максенция; в 313 погиб Максимиан Дайя, потерпев поражение от Лициния; заключённый в 313 в Медиолане союз между К. и Лицинием оказался непрочным; в 324 К. разбил Лициния. С 325 (после казни Лициния) К. правил единолично. Стремился стабилизировать общественный порядок, проводя последовательную централизацию государственного аппарата и подавляя сопротивление народных масс. В то же время использовалась в извращённом виде социальная программа, выдвинутая в 3 в. оппозиционными кругами (в т. ч. христианством). Объявляя императорскую власть защитницей всеобщего равенства, справедливости, свободы, в действительности К. своими законами отстаивал отжившие рабовладельческие порядки, прикрепил сословия к месту обитания или к роду занятий. Столица была перенесена в Константинополь (330), но город и его учреждения подражали старой столице - Риму. К. поддерживал христианскую церковь, пожаловал ей ряд привилегий, но сохранял и языческие культы, в том числе родовой культ Флавиев. Правительству К. удалось достигнуть некоторых успехов: улучшилось положение городов, была стабилизована монета, отражён натиск варваров (победа над готами в 332). Церковная традиция называет К. равноапостольным и связывает с ним коренной поворот от преследования христианства к покровительству новой религии, однако уже предшественники К. (Галерий, Максенций, Лициний) вступили на этот путь. К. принял христианство лишь перед смертью (в форме арианства). Ещё будучи язычником, К. активно вмешивался в дела христианской церкви, руководил богословскими диспутами, председательствовал на Никейском соборе 325, выступал на стороне христианской церкви в борьбе с донатистами.

Лит.: Vogt J., Constantin der Grosse and sein Jahrhundert. 2 Aufl., Munch., [1960]; Mac Mullen R., Constantine, L., 1970; Krawczuk A., Konstantyn Wielki, Warsz., 1970.

А. П. Каждан.

К. II Флавий Клавдий (Flavius Claudius Constantinus) (317, Арелат, - 340, Аквилея), император (август) в 337-340 (с 317 - цезарь). Сын К. I. С 326 правитель Галлии. После смерти отца (в 337) при разделе империи между тремя сыновьями К. II получил Галлию, Испанию и Британию. Недовольный разделом, начал борьбу против брата Константа, был убит в сражении.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.