Значение ОРДЕР (АРХИТЕКТ.) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ОРДЕР (АРХИТЕКТ.)

архитектурный, тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Различные О. применялись в зодчестве многих народов с древнейших времён (например, в Древнем Египте, древнем Иране). Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли т. н. классические О., сложившиеся в Древней Греции и затем претерпевшие некоторую эволюцию в Древнем Риме: дорический, ионический, коринфский. Распространённое в мировом архитектуроведении мнение, что древне-греческие О. возникли в результате постепенного (по традиции) переноса элементов деревянной конструкции в каменное строительство и достигли художественного совершенства в 5 в. до н. э., получив совершенные, 'канонические' пропорции, не подтверждается данными археологии. Советские исследователи выдвинули предположение, что основные О. - дорический ордер и ионический ордер (ранний вариант без фриза ) - в качестве целостной композиционной системы появились уже в первых каменных храмах и др. общественных зданиях как сознательно обобщённое, полное художественных условностей отображение деревянных конструкций зодчества дорийцев и ионийцев . Прототипом дорического О. были постройки с плоским перекрытием по балкам и двускатной крышей, крытой соломенной или камышовой (позднее - черепичной) кровлей, прототипом ионического - постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса). Строгий и торжественно-монументальный дорический О., появившийся в начале 6 в. до н. э., состоит из следующих частей: 1) трёхступенчатого основания - стереобата ; 2) каннелированной (см. Каннелюры ) несущей колонны (обычно с энтазисом ), завершенной капителью , состоящей из абака (абаки) и эхина ; 3) несомой части - антаблемента , включающего архитрав , фриз с чередующимися триглифами и метопами и карниз ; последний состоит из поддерживающих обломов , выносной плиты, украшенной снизу мутулами (они изображают концы стропильных ног с шляпками бронзовых гвоздей - гуттами - под ними), и венчающей симы (жёлоб с водосливами, нередко в виде львиных голов) или антефиксов . Более изящный и украшенный, с большим количеством членений ионический О. появился около середины 6 в. до н. э.; колонна имеет круглую базу сложного профиля, каннелюры, разделённые дорожками, капитель с волютами , прикрывающими эхин, и тонким прямоугольным в плане абаком (абакой); антаблемент включает архитрав, разделённый на три полосы (фасции), и карниз с дентикулами под выносной плитой и высокой резной симой поверху. Аттический вариант ионического О., возникший ок. 525 до н. э. в сокровищницах, построенных ионийскими городами в Дельфах, и получивший развитие в 5 в. до н. э. в Афинах (храм Нике Аптерос, северный портик Эрехтейона ), является сочетанием обоих основных О.: вместо дентикул в нём сплошная полоса фриза, нередко украшенная рельефом. С 4 в. до н. э. известны и др. варианты О., в которых отдельные элементы, восходившие к особенностям различных конструкций, потеряли смысловую связь с прототипами и применялись как декор (например, сочетания дентикул с непрерывным или триглифным фризом). Коринфский ордер отличается от ионического лишь колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта. Общепонятное образное членение О. на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине 5 в. до н. э. гибким художественным языком классической архитектуры. Вместо впечатляющей, но несколько монотонной суровой мощи монументальных храмов эпохи архаики сооружения приобрели большее разнообразие. При общей тенденции к большей стройности и облегчению О., наметившейся при переходе от архаики к классике и эллинизму, соотношения частей О. в Древней Греции всё же не получили застывшую 'каноническую' форму, как это считали теоретики архитектуры с эпохи эллинизма до наших дней. На практике архитекторы постоянно пользовались тем, что малейшее изменение соотношений между частями О. позволяло придавать ему и сооружению в целом разнообразные масштабность и характер, выражение могучей силы или лёгкого изящества и т.д. Эти свойства О., а также возможность различного, в том числе подчёркнуто условного, их применения для характеристики др. архитектонических систем (например, стены) объясняют неповторимую индивидуальность древне-греческих построек в эпоху классики, а также широкое применение О. в различные исторические эпохи для решения совершенно иных по сравнению с греческими идейных и художественных задач (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма). В Древнем Риме возникли тосканский ордер (упрощённый вариант дорического; колонна без каннелюр, но с базой, фриз - всегда гладкий) и композитный О., в котором коринфские капители сочетаются с ионическими волютами. Коринфский О. в архитектуре Древнего Рима отличался усложнённостью обломов, их богатым резным декором, сложностью модульонов под карнизной плитой; колонны нередко ставились на квадратные в плане пьедесталы. В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр , известные ещё в Древней Греции; распространилось применение О. или отдельных его элементов в сочетании со сводчатыми и арочными конструкциями [напр., Колизей , древне-римские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения]; условность наложенных на стену ордерных членений подчёркивалась различными способами (например, раскреповками антаблемента над опорами). Начиная с 15 в. О. стал одним из важнейших компонентов западно-европейской архитектуры (в русском зодчестве О. начал широко применяться с конца 17 в.).

Теоретическое освоение классического О. (Витрувий, Альберти, Виньола, ряд авторов 16-18 вв.) в основном сводилось к описанию элементов и поискам канонических пропорций, в определении которых теоретики вступали в противоречие между собою и историческим опытом архитектуры. Догматическое понимание теории О. в европейских архитектурных академиях в условиях псевдоклассического эклектизма 19 в. способствовало укреплению взгляда на архитектуру как на искусство, подчинённое внеисторическим законам красоты; при этом стремились найти эквивалент абсолютно прекрасного в постоянных математических отношениях. В 20 в. использование (преимущественно декоративное) О. характерно для архитектуры, связанной с неоклассическими тенденциями.

Лит.: Витрувий, Десять книг об архитектуре, пер. с [итал.], т. 1, М., 1936; Альберти Л. Б., Десять книг о зодчестве, т.1-2, М., [1935]-37; Виньола, Правило пяти ордеров архитектуры, пер. с [итал.], М., 1939; Михайловский И. Б., Теория классических архитектурных форм, 3 изд., М., 1944; Михайлов Б. П., Витрувий и Эллада, М., 1967; Маркузон В. Ф., Архитектурные ордера. Происхождение ордера, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 2, М., 1973, с. 33-52; Sommerson J., The classical language of architecture, L., 1963.

В. Ф. Маркузон.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.