Значение КОНСТАНТИН V КОПРОНИМ в Православной энциклопедии Древо

КОНСТАНТИН V КОПРОНИМ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Константин V Копроним ( 718 - 775 ), византийский император (741 - 775), иконоборец .

Сын императора Льва III , родился в июле 718 г.

По сообщению византийского историка Феофана , когда патриарх Герман крестил будущего наследника престола, случилось зловонное предзнаменование: он испражнился в самой святой купели, и Герман пророчески предрек, что Церковь постигнет через него великое несчастье. Через этот случай и получил будущий император свое прозвище Копроним (от κοπρός — навоз, нечистоты).

Сделавшись взрослым, Константин, по словам того же Феофана, любил забавляться музыкой, пиршествами и пляской. Был он не равнодушен и к красивым юношам.

Второе прозвище - Каваллин , "кобылятник", император обрел из-за своего увлечения лошадьми.

Борьба за власть после смерти отца

После смерти отца 22-летний Константин смог утвердиться на троне лишь после упорной борьбы с мужем своей сестры Артавасдом [1] . Этот Артавасд, женатый на сестре Константина Анне, был стратигом опсикийского войска. Едва он узнал в 742 г. о кончине тестя Льва Исавра , как сразу взял клятву с подчиненных ему войск: стоять за него и не признавать императором никого другого. В это время римская армия находилась во Фригии и готовилась к походу на арабов. Константин позвал Артавасда к себе в лагерь на военный совет. Артавасд отправился в надежде, что сможет легко захватить своего врага, но Константин был настороже. Он послал навстречу зятю патрикия Висира, и когда узнал, что тот убит, бежал в Анатолийскую область. Тамошнее население благожелательно приняло его и обещало поддерживать до самой смерти. Фракисийское войско также взяло сторону Константина.

Между тем Артавасд овладел столицей . Магистр Феофан провозгласил его императором, а византийцев уверил, что Константин умер. Артавасд послал за своим сыном Никифором, бывшим тогда стратигом во Фракии, и поручил ему охрану Константинополя. Сам он, едва вступив в город, восстановил почитание икон и стал готовиться к отражению нападения. Весной следующего года, собираясь в поход, он назначил младшего сына Никиту стратигом войска Армениаков, а старшего, Никифора, венчал на царство.

Константин провел зиму в Амории , собирая и стягивая из азиатских фем верные ему войска. В мае 743 г. он встретился с узурпатором у Сард, вступил с ним в бой и полностью обратил его в бегство. Подчиненные ему войска он привел в покорность, а все их снаряжение присвоил себе. Артавасд бежал в Кизик , а оттуда переправился в Константинополь . Константин не преследовал его, а обратился против Никиты, взял штурмом Модрину, укрепленное место, в котором тот укрылся со своим войском, многих перебил, а самого Никиту обратил в бегство. Только после этого он переправился во фракийские области и подошел к стенам Константинополя. Из-за того, что прекратился подвоз продовольствия, в столице начался сильный голод. Многие византийцы погибли, другие были вынуждены выбрасываться наружу через стены. Те, кто мог, убегали, подкупив с помощью даров городскую стражу. Константин благосклонно принимал всех беглецов и окружал их всяческой заботой. Положение осажденных становилось день ото дня все хуже. Никита еще раз попытался помочь отцу: собрав новое войско, он подступил к азиатскому берегу Босфора и взял Хрисополь . Константин обратился против него, разгромил во второй раз, преследовал до Никомидии и захватил в плен. Наконец, 2 ноября [2] в сумерках, приступив к воротам столицы с сухопутной стороны, Константин внезапно овладел городом.

Артавасд с сыновьями бежал в Вифинию , в Пузанскую крепость, но вскоре был захвачен. Император велел с позором влачить их связанных во время конских состязаний, а потом ослепить. Многие из их сообщников казнены, и Константин утвердил свою власть над всей империей.

Военные кампании Константина

В следующие годы Константин начал упорную войну с арабами. В 745 г. он, пользуясь смутами в государстве Омайядов, укрепил восточно-азиатскую границу и захватил Северную Сирию , в 746 г. разгромил арабский флот у берегов Крита . Борьба продолжалась и после утверждения в халифате династии Аббасидов ( 750 ), сосредоточиваясь преимущественно на защите границ, в общем успешной для византийцев.

В начале 750-х гг. военные действия перекинулись уже в Месопотамию и Южную Армению . Император захватил и разрушил старые римские города Феодосиополь , Малатию , Самосату , а жителей их переселил в глубь империи на пустующие земли. Так он расселил множество сирийцев и армян во Фракии , построил для них города, щедро одарил и всегда приходил на помощь, когда она требовалась.

Болгары , увидев построение этих городов, потребовали от Константина уплаты денег. Так как дань не была уплачена, они в 754 г. двинулись войной на Фракию и дошли до Длинных стен Константинополя . Император, бросившись в бой, отважным ударом обратил их в бегство, упорно преследовал и многих перебил. Затем, собрав многочисленные силы, он повел с болгарами упорную борьбу на суше и на воде. С 500 кораблями Константин вошел в Дунай, выжег болгарские земли и захватил множество пленных. У крепости Маркелл он имел еще одну битву, вновь обратил врагов в бегство и нанес им большой урон. Вследствие всех этих поражений болгары ослабли и прислали послов для переговоров о мире.

В 758 году Константин покорил славян, живших в области реки Струма (Стримон), и переселил их в Малую Азию. В 760 году он проник далеко вглубь Болгарии .

В 763 г. началась новая большая война. Болгары убили своих правителей и поставили вождем хана Телеца (или Телеша), мужа, по словам Никифора, спесивого и выказывавшего юношескую дерзость. Собрав и вооружив боеспособных воинов, он в 763 г. храбро напал на ближайшие римские города и крепости. Константин, увидев его отвагу и бесстрашие, послал через море к Дунаю флот из 800 судов, заполненный конным войском. Сам он повел другое войско к городу Анхиалу и под его стенами нанес поражение Телецу и его армии, многих перебил, других взял в плен и велел казнить в Константинополе. Устрашенные болгары убили Телеца и стали просить у императора мира. Константин подступил к Балканам и тут для вида примирился с ними. Однако, когда враги, усыпленные этим, сняли охрану с горных проходов, он внезапно разорвал мир и вторгся в пределы их страны. В результате этого нашествия вся Болгария была сожжена и разграблена римлянами, так что многие селения оказались совершенно истребленными. В следующие годы опустошительные походы неоднократно повторялись.

В 766 году болгары поднялись снова; посланный против них флот потерпел крушение, и лишь в 774 году Константин вновь начал удачную кампанию против хана Церига, но она была прервана смертью Константина. Император вдруг заболел: на ноге у него образовался карбункул, вызывавший жестокие мучения; к этому присоединилась жестокая горячка, и он скончался в сентябре 775 года на корабле вблизи крепости Стронгиле.

Для поддержки византийских притязаний в Италии Константин не имел достаточных сил. Северная и Средняя Италия были при нем окончательно отторгнуты от Восточной империи , сохранившей за собой лишь южную часть Апеннинского полуострова.

Интересно отметить, что наполняя опустевшую (вследствие чумы 746—49 года) столицу переселенцами из Малой Азии и собственной Греции , Константин охотно направлял в эти области славянских переселенцев. Иммиграция славян, и ранее уже оказавшая значительное влияние на экономические и социальные отношения империи (см. Лев III ), принимает во время борьбы Константина с болгарами настолько широкие размеры, что не без некоторого основания позволяет говорить об "ославянивании" Греции.

Церковная политика

Подобно отцу , он всю жизнь боролся с почитанием икон и мощей, но внес в эту религиозную распрю столько рвения и неуступчивости, что был назван "Новым Юлианом ".

В 754 г. он собрал в Константинополе церковный Собор , который объявил еретиками всех "древо- и костепоклонников". Однако в области церковной стремления Константина не сводились только к иконоборчеству; отрицание иконопочитания было для Константина лишь следствием предпочтения внутренней, нравственной стороны религии и принижения значения ее внешней, обрядовой стороны. Отсюда его борьба против таких якобы религиозных обычаев, как небритье бороды, отсюда закрытие им монастырей, отсюда его близость с павликианами .

Религиозные гонения

Резкая оппозиция, вызванная на Востоке (в Сирии , Палестине , Египте ) и на Западе (в Риме ) постановлениями собора 754 года, привела Константина, вообще склонного к вспышкам и крутым мерам, к гонениям против иконопочитателей (не ранее 761 года), преимущественно монахов.

Тех из них, которые хранили свой обет и противостояли иконоборческому учению , Константин предавал различным пыткам и издевательствам: одним беспощадно выжигали или выщипывали бороды, другим разбивали головы иконами, некоторым выкалывали глаза или обрубали им руки и члены тела. Как бы при возродившемся во второй раз язычестве изобретали по отношению к христианам всяческие злодеяния, с помощью которых стремились обесчестить и погубить всех приверженных запрещенному учению.

Многих, исполнявших государственные или военные должности, обвиняли в поклонении иконам и, как бы уличенных в жертвоприношении, убивали и во множестве высылали за границы империи.

Часть монастырей Константин отдал под жилища воинам, а другие приказал срыть до основания. Монахов же принуждал насильно вступать в брак.

В 764 г. по доносам клеветников Константин велел казнить многих знатных вельмож, которых обвинил в заговоре против него. Тогда же подан был донос на патриарха Константина , его с позором свели с амвона, посадили на осла и со многими издевательствами возили по городу. Наконец, император велел отрубить ему голову, а труп бросить в Пелагиевы рвы.

Иконоборческие меры Константина, продолжавшиеся до конца его царствования, вызвали обширную эмиграцию как монахов, так и других иконопочитателей на юг Италии и на берега Черного моря.

Оценки деятельности

Единственными историческими источниками сведений о жизни и деятельности Константина V являются его "оппоненты", православные писатели — летописцы и агиографы, что дает почву для высказываемых позднейшими историками подозрений в их пристрастности, преувеличениях и намеренных искажениях, чтобы выставить характер и деятельность ненавистного им императора в самом невыгодном свете.

Однако и по имеющимся сведениям видно, что Константин был одним из самых замечательных государей эпохи иконоборчества : исключительные таланты полководца соединялись в нем со способностями искусного политика. Даже враги императора признавали, что в годы его правления в столице было удивительное изобилие дешевых продуктов [3] .

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict....htm

Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия

http://slovari.yandex.ru/dict/monarchs_antiquity/article/rim....htm

[1] По сообщению энциклопедии Брокгауза, Артавасд был "приверженцем иконопочитания"

[2] По Брокгаузу - 2 июня 743

[3] Феофан: 711, 759

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.