Василий Осипович [16(28).1.1841, с. Вознесенское Пензенской губернии, - 12(25).5.1911, Москва], русский историк. Родился в семье сельского священника. В 1865 окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1867 начал преподавательскую деятельность (Александровское военное училище, Московская духовная академия, Высшие женские курсы и др.). В 1872 защитил магистерскую диссертацию 'Древнерусские жития святых как исторический источник', в 1882 - докторскую диссертацию 'Боярская дума Древней Руси'. С 1879 доцент, с 1882 профессор русской истории Московского университета, с 1889 член-корреспондент Петербургской АН, с 1900 академик истории и древностей русских, с 1908 почётный академик по разряду изящной словесности. С 1880-х гг. был членом Московского археологического общества, общества любителей российской словесности, Московского общества истории и древностей российских (председатель в 1893-1905).
Политические взгляды К. развивались в буржуазно-либеральном направлении, постепенно приближаясь к позициям правого крыла партии кадетов. Решительно отвергая революцию, видел свой политический идеал в буржуазном государстве с представительным правлением и сотрудничеством всех классов. К. едко критиковал в лекциях и печатных работах царское самодержавие, его представителей и окружение, но никогда не выступал против основ буржуазно-помещичьего строя, а с конца 19 в. начал поддерживать монархию.
В 1860-х гг. на формирование исторических взглядов К. определённое влияние оказали революционно-демократические идеи, условия пореформенной действительности. Он начал интересоваться историей народа, его хозяйством и бытом, под влиянием С. М. Соловьева придавал решающее значение географическому фактору и колонизации в истории России. В отличие от Соловьева и представителей т. н. государственной школы , К., особенно в период своего творческого расцвета в 1880-х гг., концентрировал внимание на анализе социальных и экономических факторов истории общества, что было новым явлением в русской буржуазной историографии. Уже в 'Сказаниях иностранцев о Московском государстве' (1866) К. отвёл много места описанию занятий населения. В работе 'Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае' (1867-68) и в монографии 'Древнерусские жития святых как исторический источник' (1871) К., в противовес государственной школе, рассматривал колонизацию русским населением новых земель как процесс, обусловленный не деятельностью государства, а природными условиями страны и ростом народонаселения. В монографии 'Боярская дума Древней Руси' (1882) К. пытался проследить общественно-политическое развитие страны 10-18 вв., в ней он заложил основы своей концепции русского исторического процесса в целом. К. стремился проанализировать процесс развития общественных классов [по его терминологии - промышленный класс (военно-торговая аристократия), служилый класс (княжеская дружина)], их взаимоотношения и роль в экономической и политической жизни страны. Развитие классов К. связывал с материальной основой общества, подчеркивал различие прав и обязанностей отдельных классов. Однако К. не признавал классовых противоречий и классовой борьбы основой исторического процесса и считал государство примиряющим общенациональным началом.
Откликаясь на злободневные проблемы своего времени, К. в ряде исследовательских работ ('Происхождение крепостного права в России', 1885, 'Подушная подать и отмена холопства в России', 1885, и др.), рецензий и публицистических статей разрабатывал общие вопросы истории крестьянства в России - причины возникновения и отмены крепостного права, этапы его развития, явления, свойственные крепостному хозяйству, и т.п. К. считал, что крепостная зависимость в России была порождена экономической задолженностью крестьян землевладельцам и развивалась на основе частноправовых отношений, а государство лишь законодательно их оформляло. К. не видел классовой сущности процесса закрепощения и недооценивал роль феодального государства в развитии системы феодальных социально-экономических отношений. Тем не менее, его мысль о развитии законодательных норм под воздействием социально-экономических явлений была новой, имевшей положительное значение.
К концу 19 в. в русской буржуазной науке стали заметны явления кризиса, который отразился и на деятельности К. В работе 'Состав представительства на земских соборах Древней Руси' (1890-92) обнаружилось сближение К. с государственной школой. В работах 'Императрица Екатерина II. 1796-1896' (1896) и 'Петр Великий среди своих сотрудников' (1901) К. идеализирует этих исторических деятелей.
В Московском университете К. читал с начала 80-х гг. общий курс истории России с древнейших времён до 19 в. Курс К. - единственная в русской буржуазной историографии попытка путем постановки основных (по мысли К.) теоретических проблем экономической, общественной и культурной жизни проследить процесс исторического развития России и обосновать общие закономерности развития народа и общества. В основе методологии и исторической концепции К. лежали позитивистские взгляды (см. Позитивизм ) . К. попытался доказать, что развитие общества зависит от сочетания целого ряда внешних и внутренних факторов - географических, этнографических, политических, экономических и социальных. Он стремился рассматривать историческое развитие общества в социально-экономическом плане, но его эклектическое признание множественности равнозначных сил ('личность', 'общество', 'природа'), в различном сочетании определявших в каждом отдельном случае своеобразие этапов истории, следование идеям эволюционизма приводили к идеалистическим выводам, смыкавшимся, в конце концов, с положениями государственной школы. К. отрицал последовательную смену социально-экономических формаций (в частности, наличие в России феодализма); основным критерием при установлении периодизации для него были этапы колонизации русским народом Восточно-Европейской равнины; в каждом из них он усматривал два наиболее характерных момента - политический и экономический, причём в первом случае он отводил решающее значение внешней опасности, а во втором - лишь смене господствующих форм хозяйственной деятельности. Имя К. пользовалось широкой популярностью среди интеллигенции и студенчества. Он был блестящим и остроумным лектором. В своих трудах К. проявил себя великолепным стилистом.
Соч.: Соч., т. 1-8, М., 1956-59; Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории, М., 1968.
Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2-3, М., 1960-63; В. О. Ключевский. Характеристики и воспоминания, М., 1912; Астахов В. И., В. О. Ключевский - выдающийся представитель буржуазной историографии пореформенного периода, в кн.; Курс лекций по русской историографии, ч. 2, Хар., 1962; Зимин А. А., Формирование исторических взглядов В. О. Ключевского в 60-е гг. XIX в., в сборнике: Исторические записки, т. 69, М., 1961; Киреева Р. А., В. О. Ключевский как историк русской исторической науки, М., 1966; Чумаченко Э. Г., В. О. Ключевский - источниковед, М., 1970; История исторической науки в СССР. Дооктябрьский период. Библиография, М., 1965, с. 295-98.
В. А. Александров.