Значение слова ОСИПОВИЧ в Литературной энциклопедии

ОСИПОВИЧ

1.[/b] [trn][m2]Наум Маркович [1870—] — писатель. Сын рыбака. В 1885 сблизился с кружком народовольцев-лопатинцев. Подвергался арестам. В тюрьме и ссылке провел 18 лет. Печатается с 1902. О. — эпигон народнической беллетристики, выразитель идей мелкобуржуазной евр. интеллигенции, участвовавшей в революционном движении. В своих произведениях показал бесправие еврейства и жизнь ссыльных революционеров. Общедемократический, лишенный четкой политической заостренности протест против существующих условий, жалость к страдающему мелкому человеку — характерные черты творчества Осиповича. О. не смог понять смысла новой действительности и в своих последних произведениях («Он и она») обратился к разработке проблем личной жизни. Библиография: I. Собр. сочин., 4 тт., изд. «Просвещение», СПБ, 1910—1912; Из отдельных рассказов О. отметим: Похищение Зоси, «ЗиФ», М., 1926; «Провокатор», «ЗиФ», М., 1926; Солист, «Культура и труд», Николаев, 1931. II. Войтоловский Л., Журнальное обозрение, «Киевская мысль», 1908, № 203; 1911, M 26; Кранихфельд В., Литературные отклики (Литературные экскурсии), «Современный мир», 1910, № 5; Львов-Рогачевский В. Л., Русско-еврейская литература, М., 1922. III. Владиславлев И. В., Энциклопедический словарь Гранат, т. XI [приложение — «Био-библиографический указатель новейшей русской беллетристики» (1861—1911)]. 2.[/b] [trn][m2][1853—1882] (псевдоним Андрея Осиповича Новодворского) — беллетрист-народник. Р. в разорившейся дворянской семье, к-рую с 13-летнего возраста содержал личным заработком. Всю жизнь провел в неустанной борьбе за кусок хлеба. На средства «Литературного фонда» был отправлен в Ниццу; умер 29 лет от туберкулеза. Печатался Осипович в «Отечественных записках». [m2]341 Личная судьба писателя — типичная судьба его собственных персонажей. Недаром сам он свое творчество расценивал как «счет приходу и расходу своего я». Поражение революционного народничества, сопровождавшееся кризисом народнической идеологии, вызвало резкие психологические сдвиги в сознании революционной интеллигенции 80-х годов прошлого века. Был нанесен сокрушительный удар по системе индивидуальной искупляющей жертвы. Начался пересмотр роли «критически мыслящей личности». Под этим идеологическим знаком кризиса и переоценки и вступил в литературу Осипович, творческая деятельность которого посвящена разработке темы отношения между «народом» и интеллигенцией. В первых своих произведениях «Эпизод из жизни ни павы, ни вороны» [1877] и «Карьера» [1880] писатель трактует свою тему в плане иронии и скептицизма. Свою личную судьбу интеллигента-восьмидесятника, лишнего человека и неверующего народника О. считает вечной судьбой всей интеллигенции в целом. В «Эпизоде» дана развернутая галерея лишних людей, уже известных ранее, созданных лит-рой типов: Печорина, Рудина, Базарова, Соломина и др. В качестве действующих лиц в сюжет введены и писатели Белинский, Тургенев. Все они — и писатели и их персонажи — «лишние», ни павы, ни вороны, не способные бороться «за народ», но не способные в то же время и погрязнуть в обывательской тине. В. Воровский в статье «Лишние люди» (1905; II т. «Сочинений», стр. 49) писал об «Эпизодах»: «Ни павы ни вороньи сомнения и колебания должны были вскоре разрешиться для Печерицы (персонаж из «Эпизодов») и его друзей в виде преодоления временного пессимистического настроения. Несмотря на высказываемый автором страх потонуть в болоте, потонуть они не могли, хотя бы уже потому, что, как говорит... Печерица, „если в башке у человека зародилось кое-что, чему по законам человеческого прогресса положено развиваться, то такой [m2]342 человек не умирает“». «Эпизод из жизни ни павы, ни вороны» в свое время вызвал много шума и был центром оживленной журнальной полемики. Популярность этого произведения была так велика, что выражение «ни павство, ни воронство» вошло в журналистику 80-х гг. на правах социально-психологического термина. Последующие произведения О. — «Тетушка» [1880], «Сувенир» [1881], «Роман» [1881], «Мечтатели» [1881] — свидетельствуют о некотором переломе в его настроениях. Не изменяя своей основной теме, писатель ироническое и скептическое отношение к «лишним людям» заменяет стремлением оправдать их, сочувствием и жалостью к ним. Он видит их с другой стороны, подчеркивает в них другие черты — самоотверженность, героизм, преданность своему делу. Творческая манера писателя резко меняется. Публицистически заостренная пародия, шаржи, нагромождение публицистических отступлений — все, что позволяло народнической критике сравнивать Осиповича с Гейне и Щедриным, сменилось лирически-повествовательной манерой. В. Воровский писал об этом периоде творчества О. («В ночь после битвы», 1908; II т. «Сочинений», стр. 47): «Литературная история русской интеллигенции с конца 70-х годов состоит сплошь из постоянно сгущающейся окраски пессимизма. А. О. Новодворский, еще стоящий одной ногой в царстве воодушевления и долга, другой уже переступает в мрак отчаяния, беспомощности и пессимизма». Библиография: I. Сочинения, изд. Батуева, 4 тт., СПБ, 1897. II. Ясинский И., Андрей Осипович Новодворский, «Отечественные записки», 1882, кн. III; Арнольд Ф., Из истории лишних людей, «Русская мысль», 1902, кн. IX; Скабичевский А., История новейшей русской литературы, изд. 7-е, СПБ, 1909 (гл. «Беллетристы 80-х годов»); Львов-Рогачевский В. Л., А. О. Осипович-Новодворский и эпоха перелома, [М., 1929] (Научные труды Индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта. Соц.-экономическая серия, вып. VII). III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Москва — Ленинград, 1924. А. Бескина

Литературная энциклопедия.