литература, художественно оформленная поучительная литература. Д. л. излагает в форме словесно-художественных жанров философские, религиозные, моральные и научные знания и идеи. В эпохи идеологической нерасчленённости науки и искусства (см. Синкретизм ), например в первобытном искусстве, Д. л. являла собой живые и наивно-целостные формы созерцания и могла быть исполнена поэтичности. Но по мере вычленения специальных форм научного и философского изложения, и особенно в новое время, художественная форма в Д. л. становится, по словам Г. Гегеля, лишь 'прикрасой', придающей 'радостный характер серьёзному и сухому поучению'.
Печать синкретизма сохраняют образцы собственно Д. л.: в античности - морально-земледельческий эпос 'Труды и дни' Гесиода, философская поэма Лукреция 'О природе вещей', послание Горация 'Наука поэзии'; в Древнем Китае - философская поэма Лао-цзы 'Дао дэ цзин', в Иране - трактаты Зороастра, на Руси - 'Поучение Владимира Мономаха'. Наряду с чисто Д. л. в древности и средние века создавались многочисленные произведения и даже специальные жанры, проникнутые в той или иной мере дидактикой религиозного, нравственного и философского характера (например, диатриба, притча , аполог, гномы, моралите , миракль ; индийский сборник басен, сказок, притч 'Панчатантра' ; 'Спор с богом' персидского поэта Насира Хосрова, и др.). В новое время к дидактической поэзии прибегали Н. Буало ('Поэтическое искусство'), А. Поп ('Опыт о человеке'), И. В. Гёте ('Метаморфоза растений'), М. В. Ломоносов ('Письмо о пользе стекла'). С 19 в. понятие 'дидактическое' применительно к искусству стало истолковываться в отрицательном смысле (рассудочное, тенденциозно-назидательное искусство).
Д. П. Муравьёв.