Значение слова МОРАЛИТЭ в Литературной энциклопедии

МОРАЛИТЭ

[французское — moralit?] — в первоначальном употреблении этого слова всякое дидактическое произведение на поучительную или философскую тему, обычно в стихотворной форме; отсюда — в более позднем словоупотреблении — дидактическая или дидактико-аллегорическая малая драматическая форма, обособляющаяся во Франции и Англии в самостоятельный жанр в XIV—XV вв. и исчезающая в середине XVI в. Тематика и художественный метод М. весьма разнообразны, частично соприкасаясь с другими малыми формами средневековой драмы — с фарсом и соти, с одной стороны, и с мираклем — с другой (полемические М. и сатирические М. с комической тематикой и «исторические» М. с бытовой и легендарной тематикой). Но основной фонд жанра образуют поучительные М. с аллегорическими и частью бытовыми фигурами (англ. М. Nigromancer вводит напр. фигуру нотариуса), трактующие темы религиозного, этического или практически-морального характера. Так, французская М. «Bien avis?, mal avis?» развивает противопоставление пути добродетельного, ведущего в рай, и пути порочного, ведущего в ад; ту же тему варьируют «L’homme juste et l’homme mondain» и «L’homme p?cheur». Тема скупости обсуждается в М. «Charit?», тема словоблудия — в М. «Des blasph?mateurs», тема расточительности и излишеств — в «Condamnation des banquets». Очень много внимания уделяет французская М. семейным отношениям («Des enfants de maintenant», «L’enfant ingrat» и др.). В английской М. наряду с проблемами этики («The Castle of Perseverance», «Mankind», «Mind, Will and Understanding») дебатируются в эпоху Реформации догматы протестантизма и католичества («Every Man», «Lusty Juventus», «The Conflict of Conscience» и др.). Обычное у медиэвистов (L. Petit de Juleville, G. Paris) определение М. по формальным признакам (дидактизм, аллегоризм, использование олицетворений отвлеченных понятий в качестве действующих лиц, подчеркнутая фиктивность фабулы) дает лишь внешнюю характеристику жанра, смазывая классовость М. Между тем в мнимо-абстрактном и «общечеловеческом» морализировании М. нетрудно вскрыть связь с совершенно реальной социальной практикой класса, выдвинувшего это дидактико-аллегорическое действо в качестве орудия защиты и нападения. Направляя острие свое против сословных преград и тирании «сильных мира сего» (франц. М. о дочери крепостного, пытающейся самоубийством защитить свою честь от покушений распутного

489 сеньора), протестуя против несправедливости сословного суда и выдвигая в качестве носителя равенства «добродетельного монарха» (франц. М. о праведном императоре, собственноручно покаравшем насильника-принца, к-рого побоялись осудить неправедные судьи), тяготея к «трогательной» и «потрясающей» тематике, предвосхищающей порой тематику «мещанской трагедии», пропагандируя практическую мораль умеренности, бережливости, семейственности (перечисленные выше М. на семейные темы) как абсолютный закон добродетели, противопоставленный распутной расточительности дворянства, М. раскрывается как жанр существенно-буржуазный на том раннем этапе существования торговой буржуазии, когда она выступает с первыми еще слабыми попытками утвердить свое бытие и господство в обществе, используя в этих целях политическую систему абсолютной монархии. Классовость М. с не меньшей четкостью вскрывается в истории жанра; в этом отношении равно показателен и расцвет М. во Франции и Англии — странах с передовой экономикой и сравнительно мощной торгово-промышленной буржуазией, — и отзывчивость М. на политическую тематику, ее использование буржуазией как одного из наиболее боевых жанров в своей религиозно-политической полемике, и исчезновение М. в момент усвоения буржуазией новых лит-ых форм, выдвигаемых ее классом-антагонистом (придворной аристократией), — классической трагедии ( см. «Классицизм», «Драма классическая» ). Углубленный социологический анализ М. (как и всей драмы средневековья) пока еще не осуществлен в медиэвистике. Библиография: I. Le Roux de Lincy et Fr. Michel, Recueil de Farces, Soties et Moralit?s du XV s., P., 4 vv., 1837; Bibliophile P. L. Jacob, Recueil de Farces, Soties et Moralit?s du XV s., P., 2 ?d., 1876; Mabille E., Choix de Farces, Soties et Moralit?s des XV et XVI s., Nice, 1873; Dodsley, Collection of old English Plays, L., 1874; Fournier Ed., Le th??tre fran?ais avant la Renaissance, P., 1872; Bates K. L., Das englische religi?se Drama, 1893. R. S.

Литературная энциклопедия.