Значение ЛИТОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. в Литературной энциклопедии

Что такое ЛИТОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Первые памятники Л. л. относятся к середине XVI в. Это исключительно религиозная лит-ра (катехизисы, религиозные песенники, переводы Библии и др.); росту ее способствовала проникающая в Литву реформация и ее борьба против католической церкви, побудившая и последнюю заняться пропагандой своего учения посредством печатного слова на литовском яз. Главными деятелями этой церковной лит-ры были со стороны реформации: Мажвидис [ум. 1564], Вилентас [1587] и Бреткунас [1602], а со стороны католической церкви: Даукша, Ширвидас [ум. 1631] и др. Деятели эти способствовали выработке лит-ого языка, составляли словари, грамматику и т. д. Светская лит-ра зарождается в середине XVIII в. (если не считать богатейшего народного творчества, куда входит и ряд произведений неизвестных авторов, сохранившихся лишь в устах народа; литовский фольклор очень богат, своеобразен и интересен). Первым представителем светской литературы является поэт Дуонелайтис ( см .). Дуонелайтис своими «Met?dalys»

494 (Времена года) и баснями является основоположником крестьянско-кулацкой реалистической литературы крепостного периода, охватывающего также и первые десятилетия после падения крепостничества [60-е — 70-е гг. XIX в.]. Эта лит-ра основывается на устремлениях зажиточного кулачества (как крепостного, так и свободного) к благоустройству своего хозяйства при более или менее лойяльных отношениях к помещику и существующему строю вообще и строгой религиозности. Консерватизм и религиозную нравоучительность этой лит-ры углубляло еще и то, что носителем ее является исключительно духовенство — почти единственная в те времена интеллигентская группа, связанная с крестьянством. Эта литература опирается во многом на народное творчество, черпая преимущественно оттуда свои жанры и формы: стихотворение-песню, нравоучительный рассказ-сказку, изобразительные приемы и язык, характерные для народного творчества, и т. д. Другим источником жанров и форм для этой лит-ры была религиозная лит-ра: духовные стихи, библейские рассказы, поучения и т. д.. Многие произведения этой литературы стали передаваться в народе изустно. Лишь некоторые писатели теснее соприкасаются с достижениями мировой лит-ры (Дуонелайтис тяготеет к римским классикам, Баранаускас — к Ад. Мицкевичу). Кроме Дуонелайтиса представителями светской лит-ры являются католические ксендзы: Страздас [1763—1833], епископ Валанчюс [1801—1875] — автор нравоучительных повестей, Анусевичюс [1832—1907] — автор ряда бытовых стихотворений и басен; Баранаускас [1835—1902] — поэт, отражающий настроения передовой кулацкой интеллигенции, недовольной господством России (основоположник так наз. «национального романтизма»), Виеножинскас [1841—1892] — лирик, элегии которого порождены реакцией после 1863, и ряд других поэтов. Литовское дворянство жило польской помещичьей культурой и в Л. л. себя почти не проявило. Лишь в начале XIX в. мелкое дворянство («bajorai») провинции Жемайчяй (Жмудь) выдвинуло не особенно обширную лит-ру в духе классицизма — идиллии, исторические песни, оды, басни, лит-ые письма и эпиграммы и т. п. Наиболее значительное произведение среди них — дидактическая поэма Д. Пошки [1760—1831] под названием «Zemai?i? ir Lietuvos mu?ikas» (Жмудский и литовский мужик), выражающая сочувствие нуждам крепостного крестьянства, — отражает настроения помещика-гуманиста. Другие представители этой литературы — Климентас [1756—1823], Валюнас [1790—1831], Станевичюс и др. Подъем Л. л. начинается лишь к концу XIX в., когда в связи с экономич. подъемом кулачества, после падения крепостного права, создались кадры национальной интеллигенции, не только духовной, но и светской. Тормозящим фактором развития как общественно-культурной жизни, так и лит-ры было запрещение царской властью литовской печати [1864—1904]. Эта руссификаторская политика

495 царизма способствовала развитию националистических и буржуазно-демократических настроений поднимающегося кулачества. Центральное место в лит-ре этого периода занимает лит-ра буржуазно-кулацкая, ставящая перед собой как основную проблему — развитие литовского национально-культурного движения. Основной ее герой — вырастающий в капиталиста кулак, кулацкая молодежь и кулацкий интеллигент как идеолог и руководитель движения. Л. л. этого периода шла под знаком борьбы с нелитовскими прослойками общества за экономическую и культурную самостоятельность. По своей идеологической направленности литература эта не была едина: на средние слои крестьянства и на светскую интеллигенцию опиралось либерально-демократическое ее крыло; другая часть, отражавшая интересы крупного кулачества и духовенства, была более реакционной, крайне примиренческой по отношению к господству царизма, искала сближения с помещиками и т. д. Между ними шла определенная борьба. Главнейшие жанры этой лит-ры — бытовая и сатирическая повесть с ярко выраженными националистическими тенденциями и элементами публицистики. Лишь у писателей, более близких к современности, наблюдается переход к монументальным жанрам (роману и эпопее), а также большая психологизация типов. Реалистическая, в основе своей либерально-демократическая лит-ра все же носит сильный отпечаток национального романтизма, идеализации прошлого и т. д. Эта идеалистически-романтическая струя была особенно характерна для первого литовского общественного и лит-ого органа «Au?ra» (Заря, 1883—1886), позже либерально-демократическое крыло основало журн. «Varpas» (Колокол), «Ukininkas» (Хозяин), а клерикально-реакционное — «Tevyn?s Sargas» (Страж родины) и «Ap?valga» (Обозрение), выходившие нелегально. Виднейшими представителями первой группы являются Кудирка ( см .), поэт Вайчайтис — автор ряда патриотических стихотворений и элегий об угнетенной родине. Ко второй группе примыкают: Вайжгантас ( см .), Петарис [1850—1902], Айшбе, Пакальнишкис. К кулацкой лит-ре примыкает лит-ра определенной прослойки капитализирующегося дворянства, также примкнувшего к национальному движению. Представителями этого течения являются: Майронис ( см .), Фромас Гужутис, Шатриос Рагана и др. представители так наз. «национального романтизма». Основные черты творчества этих писателей — устремленность к прошлому, идеализация литовского средневековья времен великих князей Гедимина и Витовта, воспевание дворянского быта, глубокий консерватизм и религиозность. Вместе с тем писатели эти проповедуют сближение с «народом», приобщение помещиков к борьбе за националистические идеи поднимающегося кулачества. Еще теснее примыкают к буржуазно-кулацкой литературе писательницы-реалистки Пеледа Лаздину ( см .), Жемайте ( см .), Петкевичайте и другие, отображающие преимущественно жизнь и быт различных

496 прослоек крестьянства, их взаимоотношения с помещиками, а также жизнь городских мещанских низов, выходцев из деревни. Идеологически они не выходят за пределы буржуазного либерализма и национализма. Мелкобуржуазная интеллигенция, формирующаяся отчасти из рядов мелкого кулачества, в значительной своей части, не выходя из общего русла кулацкой лит-ры (национальные моменты в творчестве Мачиса-Кекштаса, Билюнаса и др.), все же внесла в литовскую литературу нечто свое: мотивы неудовлетворенности, печали, пессимизма, с одной стороны, и социального недовольства, радикализма, «социализма» — с другой. Национально-демократические мотивы в литературе этой прослойки переплетаются с мотивами мелкобуржуазного социализма, в особенности усиливаясь к революции 1905. Основной ее герой — недовольный, жалующийся, бунтующий и разочарованный интеллигент-индивидуалист, мелкобуржуазный революционер. Затрагиваются также другие прослойки «униженных и оскорбленных» — мелкое крестьянство, городские низы, а иногда и рабочие. Проза и драма насыщены мелодраматизмом; поэзия — в основном лирична. Эта литература богата также чисто агитационно-публицистическими элементами. Более видные представители ее: Кекштас [1867—1902] — близкий либеральному крылу кулацкой лит-ры; Билюнас [1879—1907] — автор ряда мелких новелл и повести «Liudna pasaka» (Печальная сказка), бывший активный деятель соц.-дем. партии и близкий рабочему классу писатель, впоследствии оставил Иллюстрация: Римша. Обложка журнала «Радуга» (Вильно,

1913—1914)

497 революционные темы для чисто бытовых и психологических; К. Ясюкайтис (драма «Alkani ?mon?s» — «Голодные люди» — и новеллы); поэт Иоварас, давший в 1905 ряд революционных стихотворений, но позже перешедший к чисто мещанским мотивам; драматург Б. Варгшас [ум. 1916], эмигрировавший в Америку и там близко соприкоснувшийся с рабочим движением, и мн. др. «Дарование» свободы литовской национальной печати («реформы» Столыпина, Государственная дума и др.), а также подъем в 1905—1906 рабочего движения отбросили кулачество и его интеллигенцию вправо, а национальное движение превратилось в чисто культуртрегерское. Это нашло свое отражение в романе Добиласа «Bludas» (Голод) и в повести Пеледы Лаздину «Klaida» (Ошибка). Буржуазная лит-ра, продолжая в некоторой степени старые традиции, в то же время вместо национально-демократической освободительной борьбы выдвигает проблемы индивидуализма и чистого искусства. Иллюстрация: Обложка рабочего журн. «Скардас» (Ковно,

1926) Новое лицо кулацко-интеллигентской литературы стало вырисовываться в творчестве К. Пуйды (повесть «?em?s giesm?» — «Песня земли» и др.), И. Шейнюса («Bangos siau?ia» — «Волны бушуют», «Kuprelis» — «Купрелис» и др.), Видунаса, Креве, поэтов — З. Геле [ум. 1912], Кирши, Гира, группировавшихся вокруг журн. «Vaivoryk?t?» (Радуга, 1913) и др. Но окончательное оформление эти тенденции получили после «объединения» Литвы на основе разгрома и беспощадного подавления зап.-европ. империализмом пролетарской революции 1918—19. Основную массу современных литовских буржуазных писателей составляют романтико-символисты,

498 выражающие чисто упадочнические, декадентские настроения буржуазии и буржуазной интеллигенции «независимой» Литвы, не имеющих никаких перспектив дальнейшего капиталистического развития в военно-революционный период. Основное в этой лит-ре — уход от действительности, от повседневных социальных задач в мир чистой эстетики и мистики: в средневековье, мифологию, религию, любовь, природу, чистое искусство и т. д. Доминирующие мотивы — мистика, пессимизм и скептицизм. Основным в лит-ре считается формальное совершенство и тонкость передачи переживаний. Преобладающий жанр — лирическое стихотворение, символистическая или романтическая драма, поэма, стилизованное сказание, предание, сказка и лишь изредка, как дань патриотизму, напыщенная буржуазная агитка. Психологическая новелла и бытовая драма стоят на заднем плане. Реалистические моменты встречаются лишь как пережиток прошлого в изображении старой деревни. Виднейшие представители — В. Креве ( см .), драматург Видунас ( см .), поэт и критик К. Гира ( см .), поэты Путинас ( см .), Кирша ( см .), Сруога ( см .), Вайчюнас ( см .), писатели Гербачеускас («Dievo ?ypsenos» — «Улыбки бога»), Вайдилуте, своим романом «Tevi?k?» близкая еще предшествующей реалистической лит-ре, Пуйда (в последнее время выступившая с проповедью открытого фашизма в романе «Gele?inis vilkas» — «Железный волк»), Бичунас, Чюрлионене и др. Несколько особняком стоят Густайтис и Вайткус ( см .), представляющие клерикальные слои интеллигенции. Из более молодых, выдвинувшихся Иллюстрация: А. Варнас. Обложка журн. «Барас» (Ковно,

1925—1926)

499 уже в годы независимой Литвы, нужно упомянуть Сантвараса, Инчюру и др. Органами этого направления являются «Skaitymai» (Чтение, 1920—1923), «Gair?s» (Вехи, 1924), «Baras» (Полоса, 1925—1926), «Pradai ir ?igiai» (Начала и поступи, 1927—1928), «Zidinys» (Очаг, 1926—1930), «Gaisai» (Зарево, 1930) и др. В первые годы после свержения кратковременно существовавшей советской власти и победы буржуазно-помещичьей контрреволюции из общего потока декадентской литературы выделяется группа «футуристов» и других новаторов формы, издававших журн. «Keturi v?jai» (Четыре ветра). Далекие от постановки социальных проблем, они воспевают радость жизни и представляют гедонистическую сторону психики современной литовской буржуазии: по возможности лучше использовать сегодняшний день, по возможности больше испытать наслаждений. Вся их борьба против романтического символизма выражается лишь в формально изощренных звучных лит-ых побрякушках или в нарочитой грубости. Наиболее видными из «новаторов» являются изысканный новеллист Савицкис (сб. «Sventadieni? sonetai» — «Праздничные сонеты» и «Ties ank? tu sostu» — «У высокого престола»), а из группы «Keturi v?jai» новеллист П. Тарулис («M?lynos kelnes» — «Синие штаны»), поэты: К. Бинкис («100 pavasari?» — «Сто весен», «Tamo?ius Bekepuris» — «Фома Бекепурис»), Тисляева ( см .), Шемерис, Римидис, пародист Тильвитис и другие. Иллюстрация: К. Шимонис. Обложка поэмы Ластаса «Судьба

литовского книгоноши» (Шавли, 1925)

500 В современной мелкобуржуазной лит-ре также можно отметить две струи. Одна — наивно-реалистическая и обывательски-сентиментальная, представляющая собой настроения и вкусы обеспеченных слоев мещанства, к-рые неидут дальше критики частных недостатков капиталистического строя. Виднейшими ее представителями являются писатели: Виенуолис ( см .), Швайстас(«?ilkin? suknele» — «Шелковое платье», «Naujan gyveniman» — «В новую жизнь»), И. Грушас («Ponia Buartuliene» — «Госпожа Бартулиене»), И. Паукштелис («Vidurnakci? balad?s» — «Баллады полночи») и другие. Другая струя, более радикальная, бунтарски настроенная, отражает неустойчивость и недовольство мелкобуржуазных слоев. Ее бунтарство в значительной мере шло по линии формальных исканий (сотрудничество с футуристами), и в основе своей являлось лишь революционной фразой, «бунтом духа» мистически настроенного мелкобуржуазн. интеллигента-индивидуалиста. Социальное недовольство проявлялось лишь постольку, поскольку это нужно было для завоевания симпатий левеющих трудящихся масс. Эта струя в Л. литературе еще крайне молода, и ее представители подвержены постоянным колебаниям. Особняком среди них стоит поэт Ластас («Auksin?s varpos» — «Золотые колосья», «Lietuvos knygne?io likimas» — «Судьба литовской книгоноши» и др.), выступивший в литературе еще до войны и тяготеющий к символизму; К. Борута («Kry?i? Lietuva» — «Литва крестов», «Namas № 13» — «Дом № 13» и др.) — наиболее характерный представитель этого течения; родственный ему Бутку Юзе («?em?s liepsna» — «Пламя земли», «Darbas ir prakaitas» — «Труд и пот» и др.); поэт-лирик Ант. Ванцлова («Sutem? skersgat?vi?os» — «В переулках тьмы», «Ber?ai vetroje» — «Березы в буре») — представитель городских слоев, в последнее время приближающийся к пролетариату, и др.; из других, стремящихся подойти к рабочей жизни, можно отметить К. Жвайгждулиса (Akmenys» — «Камни»), Якубенаса («Mieganti ?eme» — «Спящая земля»), Корсакаса и др. Политически они тяготели к эсерам и социал-демократам. Недавно [1930] это течение оформилось в группу под названием «Коллектив писателей-активистов»; их органом является журн. «Tre?ias Frontas» — «Третий фронт» ( см .), в общем близкий к социал-фашистам. До этого оно не имело своего органа и группировалось преимущественно вокруг либерального журнала «Kultura» (Культура). В своих декларациях эта группа провозглашала принципы нового реализма как синтеза реализма с экспрессионизмом, борьбы против мещанского романтизма и утверждения в литературе «berno» (батрака) в качестве основного героя, понимая однако под этим термином не столько сельскохозяйственного рабочего, сколько вообще деревенскую молодежь. Поэтому как в своей теории, так и практике они лишь косвенно отражали своим недовольством настроения более широких трудящихся масс деревни и города. Объективная же роль этой группы сводилась — при происходящем

501 загнивании фашистской диктатуры — к попытке удержать мелкобуржуазные массы от революционных выступлений, роль, аналогичная социал-фашизму, с которым «третьефронтовцы» находились в тесном сотрудничестве. Из последних более значительных произведений этой группы нужно отметить сборники молодых писателей и поэтов: П. Цвирки «Saul?lydis nykos vals?iuje» (Заход в Никской волости), И. Шимкуса «Pasakos i? cemento» (Сказки из цемента), Б. Райлы «Barbaras r?kia» (Варвар кричит) и др. В последние месяцы [1931] среди «третьефронтовцев» происходит внутренняя борьба, и основное, более революционное их ядро переходит на рельсы попутничества и союзничества с пролетарским движением. Радикализм и реалистические установки «третьефронтовцев» являются в общем потоке современной буржуазной Л. л. реакцией против худосочного идеализма остальной буржуазной лит-ры, не способной идеологически воздействовать на более широкие массы. Эта худосочность буржуазной литовской литературы, ее отрыв от отображения социальных явлений Литвы, тяга к символизму, мистике и т. д. объясняются тем, что буржуазная Литва, помимо того что отображает в полной мере общий кризис капитализма, постоянно испытывает давление империалистических стран, лишена экономической и политической самостоятельности. Эта зависимость и отсутствие перспектив, а в особенности страх перед социалистической революцией, углубляют общий отрыв буржуазной литературы от действительности и выдвигают идеи внутреннего самоусовершенствования нации, ее духовного «благородства» и пр. и пр. Даже захват Вильно вызвал в литовской литературе лишь ряд патриотических агиток, лишенных внутренней убедительности (стихи Вайчюнаса, Кирши, Шемериса и других; утопический роман «Gele?inis vilkas»). Пролетарская Л. л. зародилась в период подъема рабочего движения [1913—1914], выдвинув поэта Янониса ( см .). Непродолжительное существование советской власти в Литве [1919] хотя и имело своих поэтов (Вардунас, выражавший мелкобуржуазную восторженность по отношению к революции, Регратис и др.), но более значительной советской литературы — ни пролетарской, ни попутнической — создать не успело. Лишь в послереволюционные годы выделяется ряд молодых писателей и поэтов, гл. обр. среди политических эмигрантов в СССР, изображающих жизнь и борьбу литовского рабочего, батрака, борьбу за соввласть в Литве [1918—1920], коммунистическое подполье и героику советского строительства. Формально еще слабая лит-ра эта стоит на пути преодоления схематизма и агитки. Из этих писателей отметим Арт. Регратис [1894—1924], Скриблюкас, Жалионис, Жайбас, Юрайте и др.; отдельным изданием вышли стихи Регратиса и коллективные сборники «?vyturys» (Маяк) и «Kovos keliai?» (Дорогами борьбы). Периодическими изданиями пролетарской лит-ры и критики являются

502 журн. «Kibirk?tis» (Искра, 1923—1926), в последнее время «Priekalas» (Наковальня) и др. Организационно литовские пролетарские писатели в СССР были объединены в нацсекцию при МАПП и др. В Америке среди литовских рабочих масс возникли также значительные ростки пролетарской лит-ры, находящейся однако еще под сильным мелкобуржуазным влиянием, к-рое у одних писателей изживается с общим ростом коммунистического движения, а других отбрасывает в лагерь правых оппортунистов. Тематически эта литература связана как с жизнью рабочих в Америке, так и с жизнью довоенной Литвы. Наиболее видные ее представители: Расода (пов. «Sliakeris» — «Слиакерис»), Сенас Випцас [«Ra?tai, I t.» — «Сочин., т. I» (в последнее время катится к социал-фашистам)], Каштайтис (поэма «I?davikas» — «Предатель»), Буолио Сунус, Иордус Арис и др. Выявляются молодые пролетарские писатели и в Литве: Джугка, Бролис и др. Иллюстрация: Обложка литовского двухмесячного рабочего

литературно-политического журнала «Наковальня»

[1931] Литовская лит-ая критика представлена гл. обр. самими же писателями. Среди них: Вайжгантас — с установкой на биографию и выявление национальных моментов; Якштас — представляющий клерикальную ортодоксию; Радзикаускас, Миколайтис, Кирша и др. символисты-эстеты. Из историков литературы нужно отметить М. Биржишку — автора ряда работ по истории Л. л. и по фольклору, сторонника культурно-исторического метода; того же Вайжгантаса — автора ряда биографических монографий и

503 очерков; Ешмонта, Заянчкаускаса и др. Марксистская критика сделала первые шаги в журн. «Kibirk?tis» (Искра, 1924—1926) и в ряде статей в других органах периодической печати. Библиография: Указываются лишь сводные литературно-исторические и критические работы. Bir?i?ka M., Mus? ra?tu istorija, 1925; Gabrys J., Lietuvi? literaturos ap?valga; Lajan?kauskas V., Lietuvi? literaturos vadov?lis; Gira, Lietuvi? literaturos istorija; Jak?tas A., Naujoji lietuvi? literatura, 2 tt.; Radzikauskas, Kritikos ra?tai, s. a.; Vai?gantas, Ra?tai, t.t. XI, XII, XIII, XIV, и отд. монографии; Petrulis J., Au?ros poezija; Пранскус Б., Литоўская література, «Маладняк», Минск, 1928, № 5—6; Его же, Литовская пролетарская литература, «На литературном посту», 1926, № 15—16. Б. Пранскус

Литературная энциклопедия.