- изобразительные композиции и орнаменты, исполненные красками непосредственно на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и других материалах, закрепленных на различных поверхностях архитектурных сооружений. Стенные росписи являются областью монументального искусства; органически связанные с архитектурой, они представляют собой существенный компонент синтеза искусств. Стенные росписи выполняются преимущественно средствами фрески, клеевой живописи, темперы, восковой живописи, масляной живописи (иногда к стенной росписи условно относят мозаику и сграффито). Древнейшей первоначальной формой стенной росписи, возникшей еще в эпоху позднего палеолита, были пещерные и наскальные изображения. Ритмически организованные, строго подчиненные плоскости клеевые росписи с изображением жанровых, батальных, культовых сцен получили широкое распространение в Древнем Египте (особенно в III-I тысячелетии до н. э.). Ко II тысячелетию до н. э. относятся древнейшие стенные росписи в Китае, к I-му тысячелетию до н. э. - в Ассирии и Урарту. Динамикой композиционных решений, ярким колоритом, богатством почерпнутых из природы мотивов отличаются стенные росписи эгейского искусства (II-е тысячелетие до н. э.). Тяготением к пластической убедительности изображений, основанной на использовании принципов светотеневой живописи, были отмечены произведения мастеров Древней Греции. Развитие этих принципов в стенописях Древнего Рима сопровождалось усилением декоративного начала и композиционной динамики, широким использованием пейзажных и архитектурных мотивов; пространственно-иллюзорные, зрительно разрушавшие плоскость стены стенные росписи сосуществовали с плоскостно-орнаментальными композициями (Помпеи, Геркуланум). Среднеазиатские росписи VII-VIII вв. включали многочисленные фигурные изображения культового и светского содержания. Позднее в мусульманском искусстве Средней Азии, Ирана и Переднего Востока получили распространение чисто орнаментальные клеевые стенные росписи. Изысканные, органически сочетающие сюжетную и декоративную живопись клеевые и темперные росписи украшают средневековые пещерные монастыри Китая и Индии. В период средневековья проникнутые высокой одухотворенностью росписи, располагавшиеся на стенах храмов в строго каноническом порядке и, как правило, композиционно соответствовавшие основным архитектурным членениям интерьера, стали одним из важнейших видов монументального искусства в Византии, Грузии, на Балканах, в Древней Руси. В Западной Европе экспрессивными, часто напряженно-драматическими, а иногда наивно-непосредственными фресковыми стенными росписями с характерными для них линеарно-плоскостными композициями, резкими контурами украшались постройки романского стиля; в зданиях в стиле готики, почти лишенных сплошных гладких стен, они были вытеснены витражами. Качественно новый этап развития стенной росписи наступил в эпоху Возрождения: во фресках итальянских художников этого периода (Джотто, Мазаччо, Пьерро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Веронезе и др.), основывавшихся на математически точной передаче пространства и перспективы, а также пластики человеческого тела, ярко раскрывались возможности, которые дают стенные росписи для создания монументальных образов, проникнутых большими гуманистическими идеалами. Свойственные уже ренессансным росписям тенденции к иллюзорному расширению реального пространства интерьеров значительно усилились в динамичных, исполненных чувственной экзальтации, существующих в тесном единстве со скульптурой и архитектурой стенных росписей барокко, создающих часто с помощью иллюзионистических эффектов, специфическую, интенсивно действующую на человека эмоциональную среду. В XVII-XVIII вв. стенные росписи в интерьерах светских построек нередко вытеснялись шпалерами, зеркалами, обоями, а клеевая живопись использовалась главным образом для украшения потолков. В стенных росписях классицизма XVIII- начале XIX вв. иллюзорное пространство строго отделено от реального; в них преобладают изображения скульптуры (в технике гризайли), архитектуры, пейзажа. Обостренный интерес к стенным росписям испытывали мастера, близкие к "модерну", неоклассицизму и национально-романтическим направлениям конца XIX- начала XX вв., тяготевшие к подчеркнуто ритмизированным композиционным и колористическим решениям. В искусстве XX века в стенных росписях нередко используются отдельные приемы декоративной стилизации (М. Шагал во Франции, Р. Тамайо в Мексике и др.); масштабность и эмоциональность художественного языка стенных росписей, возможность выражения в них прогрессивных социальных идей привлекают к ним прогрессивных художников (А. Пиццинато в Италии, Д. Ривера, Х. К. Ороско, Д. Сикейрос в Мексике, А. Матисс, П. Пикассо, Ф. Леже во Франции, Х. Эрни в Швейцарии и др.). Необычайно обогатилась в XX веке техника стенной росписи (силиконовые краски и др.).
(Илл. Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1497 гг. Стенная роспись трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие.)