Значение БУЧМА АМВРОСИЙ МАКСИМИЛИАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

БУЧМА АМВРОСИЙ МАКСИМИЛИАНОВИЧ

Амвросий Максимилианович (14.3.1891, Львов, - 6.1.1957, Киев), украинский советский актёр, режиссёр, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1944). Член КПСС с 1942. Родился в семье железнодорожника. С 1905 выступал как хорист и актёр на 'выходные' роли на сцене театра 'Руська бесида' (Львов). Музыкальный от природы, наделённый великолепным чувством ритма, играющий на нескольких музыкальных инструментах, гимнаст и танцор, одарённый рисовальщик и гримёр, находчивый импровизатор, Б. вскоре стал одним из популярных актёров западно-украинского театра. Изучение игры старших товарищей по сцене (особенно Е. А. Рубчаковой, В. М. Юрчака), наблюдения над окружающей действительностью, интерес к жизни народа сыграли важную роль в формировании его творческой индивидуальности. После Великой Октябрьской революции Б. - один из первых строителей украинского советского театра. В 1920 он участвовал в создании Театра им. И. Франко (Винница; с 1926 в Киеве). В 1922-26, 1930-36 актёр театра 'Березиль' (Киев; с 1933 - Харьковский театр им. Т. Г. Шевченко). Среди лучших ролей этого периода: Хиггинс ('Джимми Хиггинс' по одноименному произведению Синклера), Жан ('Жакерия' по Мериме), Гайдай и Платон Кречет ('Гибель эскадры' и 'Платон Кречет' Корнейчука), Иван Каляев ('Пролог' Поповского). В 1936 возвратился в Театр им. И. Франко. На сцене этого театра Б. создал выдающиеся сценические образы, исполненные большой драматической силы: Терентий Пузырь ('Хозяин' Карпенко-Карого), Микола Задорожный ('Украденное счастье' Франко), Иван Коломийцев ('Последние' Горького), Гайдай, Платон Кречет и Макар Дубрава ('Гибель эскадры', 'Платон Кречет' и 'Макар Дубрава' Корнейчука). Играл роль В. И. Ленина в спектакле 'Правда' Корнейчука. Для Б. главным в образе Ленина была любовь его к народу, близость к простым людям, вера в творческие силы масс. Изучая материалы, книги, статьи, воспоминания, посвященные Ленину, Б. искал то, что помогало ему создать образ народного вождя, раскрыть процесс рождения и развития ленинской мысли. Творчество Б. отмечено огромной внутренней правдой, искренностью, остротой социальных обобщений, психологической глубиной. Огромный жизненный опыт, богатство наблюдений и впечатлений (с раннего детства Б. работал батраком, грузчиком, каменщиком и др.) определили главную тему творчества актёра - труд и жизнь народа, особую человеческую страстность его искусства. Мастер перевоплощения, отточенной формы, Б. с успехом исполнял и характерные роли. Поставил ряд спектаклей.

С 1924 Б. снимался в кино. Создал трагедийные образы Гордея Ярощука ('Ночной извозчик'), Тараса ('Непокорённые') и др. Вёл педагогическую работу в Киевском институте театр, искусства им. Карпенко-Карого (профессор с 1940). Государственная премия СССР (1941, 1949). Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Страницы моей жизни, 'Искусство кино', 1957, | 7 .

Лит.: Борщаговский А., Амвросий Максимилианович Бучма, М.-Л., 1947; Пicкyн I., Амвросiй Максимилианович Бучма, К., 1956; Львов- Анохин Б., Амвросий Максимилианович Бучма, М., 1959.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.