Значение АМВРОСИЙ (ГУДКО) в Православной энциклопедии Древо

АМВРОСИЙ (ГУДКО)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Амвросий (Гудко) ( 1867 - 1918 ), б. епископ Сарапульский и Елабужский викарий Вятский , священномученик .

В миру Гудко Василий Иванович.

Память 27 июля в день кончины, в Соборе новомучеников и исповедников Российских .

Родился 28 декабря 1867 года в посаде Пыжовцах , Люблинской губернии, от родителей униатов . В 1875 году вместе с родителями присоединился к Православной Церкви.

Окончил Холмскую духовную семинарию со званием студента и, в 1889 году, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , где в 1891 году [1] был пострижен в монашество и 30 мая 1893 года рукоположен во иеромонаха .

В 1893 году окончил академию со званием кандидата богословия был и назначен заведующим миссионерским катехизаторским училищем в Бийске на Алтае, где пребывал до 1897 года.

В 1897 году получил назначение начальником новосозданной Корейской Духовной Миссии с возведением в сан архимандрита . Однако, корейские власти отказались впускать миссионеров в страну и состав миссии, ожидая решения вопроса, временно поселились во Владивостоке , а затем перебрались в поселок Новокиевск , где занялись изучением корейского среди местных корейцев-старожилов. Здесь о. Амвросий служил в одной из полковых церквей поселка и нелицемерно обличал местных русских военных чинов за разгульную жизнь, позорящую, по его словам, доброе русское имя среди инородцев. Военные в ответ писали на него доносы, и в 1899 году он был отозван обратно в Санкт-Петербург и назначен смотрителем Донского духовного училища в Москве [2] .

В 1901 году был назначен ректором Волынской духовной семинарии .

30 мая 1904 года о. Амвросий был хиротонисан во епископа Кременецкого , викария Волынской епархии . Хиротония состоялась в Житомирском кафедральном соборе .

С 27 февраля 1909 года владыка Амвросий - епископ Балтский , викарий Подольской епархии , а с 14 февраля 1914 года - епископ Сарапульский , викарий Вятской епархии .

18 марта 1917 года за обличение злоупотреблений губернской администрации владыка был уволен на покой с назначением его управляющим, на правах настоятеля, Свияжским Успенским монастырем Казанской епархии . Там неправедно сверженный со своей кафедры епископ в пламенных проповедях и увещевал народ не поддаваться «развращающему влиянию» соблазнителей, крепко держаться веры отцов. Некоторые его печатные проповеди, такие как «Враг рода человеческого — жидомасоны в мировой истории», обличающее планы сионистов по разрушению России, были запрещены даже Синодом , так как в них содержались факты, вскрывающие проникновение в правительство антирусских сил.

Величие духа владыки сказалось и в том, что он, подобно другому священномученику архиепископу Тобольскому Гермогену (Долганову) , мужественно призывал ратовать за плененного царя и за царёво дело.

Когда весной 1918 года большевики устроили в монастырском дворе специальный пункт конного завода, так что в часы обедни ржание жеребцов и кобыл перекрывало монастырское пение, владыка пошёл к земельному комиссару и сказал: «Не допущу вашего кощунства у храма, где почивают мощи святителя Германа . Если вы не уберётесь, то ударю в набат , соберутся мужики и всех вас прогонят из монастыря». Вскоре владыка был арестован и отправлен в Казань . Там его ожидал расстрел, но рабочие местных заводов пригрозили забастовкой и власти по просьбе священномученика епископа Чистопольского Анатолия (Грисюка) выдали святителя на поруки. Владыка снова служил, говорил бесстрашные проповеди. «Мы должны радоваться, что Господь привёл нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие и дадут вечное блаженство, которое никакие чекисты не смогут отнять», — так святитель увещевал народ.

После возвращения владыки в Свияжск , 27 июля 1918 года, по личному приказу Лейбы Бронштейна-Троцкого , нагрянувшего туда всем своим штабом, епископ был арестован и вывезен на станцию Тюрлем , где расположился штаб частей Красной армии. Там посреди нескошенного поля келейник святителя, впоследствии преподобномученик, Иов (Протопопов) нашёл через несколько часов тело архипастыря с множеством штыковых ранений, с вывернутыми в плечах, локтях и кистях руками. Он предал его честные останки земле и многие годы (до 1930 года, когда земля отошла колхозу) платил крестьянину, чтобы тот не вспахивал поле, где покоился прах священномученика.

В 1999 году владыка Амвросий был канонизирован как местночтимый святой Казанской епархии , а затем Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Литература

Церк. Вед. , 1904, № 21, 257; 1909, № 10, 73; 1914, № 8, 51; 1917, № 9-15, 70.

Булгаков, 1398, 1409.

Церк. Вестн. , 1904, № 22, 698.

Мисс. Календарь , 1907, 128.

Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г. , 230-231.

Отдых христиан , 1908, август-сентябрь, 58.

Польский, М., Новые мученики , I, 178; 11, 97-99, 277.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4748.htm

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_668

http://www.pravoslavie.ru/put/070424144448

Феодосий (Перевалов), архим., «Российская Духовная Миссия в Корее (1900-1925 гг.)» (по изд. Харбин, 1926) в Поздняев, Д., свящ., История Российской Духовной Миссии в Корее , Москва, Издательство Свято-Владимирского Братства, 1999, 183-185.

[1] По Феодосию - в 1892 году. См. Феодосий, 183.

[2] Феодосий, 183-185.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.