Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Амвросий (Ключарев) ( 1820 - 1901 ), архиепископ Харьковский и Ахтырский , известный проповедник-импровизатор, теоретик церковной проповеди.
В миру Ключарев Алексей Иосифович, родился 17 марта 1820 года в семье священника Преображенской церкви города Александрова Иосифа Петровича Ключарева.
В 1834 окончил Переславское духовное училище . В 1834 - 1840 учился в Вифанской духовной семинарии , которую окончил по первому разряду и в числе пяти лучших выпускников он был направлен для продолжения учебы в Московскую духовную академию на казенный кошт. В 1844 окончил Академию со степенью магистра богословия, присвоенной ему за диссертацию "Преосвященный Тихон, епископ Воронежский и Елецкий". Его диссертация была признана одной из лучших и по благословению святителя Филарета (Дроздова) опубликована за счет Академии.
В 1844 - 1848 - преподаватель логики, латинского языка и психологии в Вифанской семинарии. В 1845 утвержден в звании профессора. В том же году вступил женился на дочери московского протоиерея и преподавателя Академии Сергия Алексеевича Владимирского.
В 1848 принял священный сан и был определен на священническое место в московском Рождественском девичьем монастыре . В начале марта 1849 года скончался его тесть, и Ключарев был определен на его место - в церковь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот (на улице Большая Якиманка). В Казанской церкви отец Алексий сделал первые шаги к освоению искусства проповеднической импровизации. Он отказался от произнесения заранее написанных и выученных наизусть проповедей (что было обычным явлением в Синодальную эпоху) и начал предлагать народу импровизированные поучения.
В 1860 основал журнал " Душеполезное чтение " и заведовал его редакцией в 1860 - 1866 . В первой половине 1860-х гг приобрел славу одного из лучших отечественных проповедников публицистического направления. На новогоднем богослужении 1864 года в Успенском соборе Кремля по благословению и в присутствии святителя Филарета (Дроздова) произнес проповедь "О воспитании характеров". После этого святитель ходатайствовал перед Святейшим Синодом о возведении Ключарева в сан протоиерея . Ходатайство было удовлетворено в том же году.
Первый сборник его проповедей вышел в свет в Москве в 1873 году ("Несколько проповедей протоиерея А. Ключарева"). В сборник вошло двадцать четыре проповеди, произнесенные в период с 1864 по 1872 годы. Эта книга была встречена восторженными рецензиями. Например, известный гомилет, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Н. И. Барсов считал ее одним из лучших проповеднических сборников XIX века.
Еще в 1860 скончалась супруга отца Алексия. С тех пор святитель Филарет (Дроздов) и его преемник на Московской кафедре святитель Иннокентий (Вениаминов) неоднократно предлагали Ключареву принять монашество , но он отказывался. Лишь 7 ноября 1877 протоиерей Алексий принял монашеский постриг с именем Амвросий. Уже на следующий день он был возведен в сан архимандрита , а 15 января 1878 года рукоположен во епископа Можайского , викария Московской епархии. 6 апреля того же года преосвященный Амвросий был переименован во епископа Дмитровского и назначен первым Московским викарием. С этого времени и до смерти святителя Иннокентия он совершал богослужения повсюду, где должен был присутствовать сам Московский митрополит. Став епископом он продолжал произносить пламенные проповеди, которые нередко имели широкий общественный резонанс.
С 31 марта по 8 апреля 1879 и с 9 по 27 июня 1882 года временно управлял Московской епархией .
22 сентября 1882 году преосвященный Амвросий был назначен епископом Харьковским и Ахтырским . На этой кафедре он проходил свое архипастырское служение до самой смерти. В 1884 по его инициативе " Харьковские епархиальные ведомости " были преобразованы в богословский журнал " Вера и разум ". Также была открыта школа псаломщиков при архиерейском доме.
В 1883 участвовал в освящении Храма Христа Спасителя . В 1892 после перенесенной болезни у владыки Амвросия заметно ослабел голос. С этого времени он практически не произносил проповеди. Тем не менее по поводу особо значимых торжеств он все же писал проповеди, которые поручал прочитывать с амвона протоиерею Тимофею Буткевичу . В 1898 император Николай пожаловал ему бриллиантовый крест для ношения на клобуке .
Скончался 3 сентября 1901 года на архиерейской даче близ г. Харькова на 83-м году от рождения, после кратковременной тяжелой болезни и был похоронен в Покровском монастыре г. Харькова .
Находясь на Харьковской кафедре, архиепископ Амвросий предпринял работу по осмыслению своего проповеднического опыта. Им была написана книга "Живое слово", посвященная теории проповеднической импровизации. Впервые она увидела свет на страницах журнала "Вера и разум" (в 1884-85 гг). Эта книга принципиально отличается от отечественных пособий по гомилетике, вышедших в свет в XIX веке. В ней автор делится с читателем своим богатым проповедническим опытом. Все выдвигаемые в книге теоретические положения преосвященный Амвросий иллюстрирует примерами, взятыми из своей собственной жизни. Можно сказать, что "Живое слово" предвосхитило начавшееся в начале ХХ века преодоление схоластического наследия в отечественной гомилетической науке.
Труды
"Проповеди Амвросия, еп. Дмитровского, вик. Московского за последние годы служения его в Москве". (1873-1882 гг.). Москва, 1883.
"Проповеди Преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, произнесенные во время служения его в Харьковской епархии". (1882-1894 гг.). Харьков, 1895.
"Полное собрание проповедей с приложениями". т. 1-5. Харьков, изд. Совета Харьковского епарх. жен. уч. 1902-1903 гг. "Рус. Паломн." 1904, № 15, с. 261 (пер.). Библиография.
Список проповедей, вышедших отдельным изданием, см. Венгеров. Крат. биограф. сл. т. 1, с. 481-482.
Два публичных чтения о свободе печати с точки зрения Православной Церкви. (В зале Городской думы 17-18 марта 1882 г.). Москва, 1882.
Приветственная речь в Харьковской университетской церкви. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 44, с. 1204.
Речь, произнесенная 2-го октября в Харьковской Благовещенской Церкви. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 44, с. 1205.
Слово на Новый год. "Об отношении христиан к сему веку". "Приб. к "ЦВ" 1889, № 2, с. 21.
Слово о христианском единомыслии. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 10, с. 252.
Слово об опасностях для современных христиан со стороны философии. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 36, с. 973.
Слово по освящении храма при Сумском духовном училище 8 сентября. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 39, с. 1063.
Пастырское увещание православным христианам Харьковской епархии. "Добродетель храмоздания". "Приб. к "ЦВ" 1889, № 27, с. 779.
Речь при освящении Спасова скита. "Приб. к "ЦВ" 1889, № 35, с. 1029.
Слово в Спасовом Святогорском скиту 17 октября "О знамении времени". "Приб. к "ЦВ" 1889, № 44, с. 1311.
Слово на Новый год о прекращении торговли по праздникам. "Приб. к "ЦВ" 1890, № 3, с. 69.
Слово о христианском прогрессе. "Приб. к "ЦВ" 1890, № 36, с. 1187.
Слово в Спасовом скиту 17 октября 1890 г. о благодарности к Богу. "Приб. к "ЦВ" 1890, № 44, с. 1475.
Ответ на письмо профессора Университета св. Владимира М. Тихомирова. "Приб. к "ЦВ" 1891, № 11, с. 329.
Слово в день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя. "О стыде и стыдливости". "Приб. к "ЦВ" 1891, № 37, с. 1241.
Речь о причинах отчуждения от Церкви нашего образованного общества. "Церк. Вестн." 1891, № 10, с. 45, № 28, с. 446, № 34, с. 531.
Воззвание к Харьковской пастве. "Приб. к "ЦВ" 1891, № 38, с. 1283.
Слово, произнесенное в Спасовом скиту 17 октября 1891 г. "О христианском уединении". "Приб. к "ЦВ" 1891, № 44, с. 1527.
Слово на Новый год - о двоедушии в деле веры. "Приб. к "ЦВ" 1897, № 1, с. 2.
"О религиозном сектанстве в нашем образованном обществе". СПБ, 1891.
"О причинах отчуждения от церкви нашего образованного общества". СПБ, 1891.
"О причинах отчуждения от церкви нашего образованного общества". СПБ, 1891.
Речь. "О делателях на жатве Божией". Харьков, Москва, 1901.
"О воспитании детей у русского купечества". Харьков, 1902.
"Об обязанности каждого православного христианина поучаться в слове Божием". Харьков, 1902.
"Вразумление свыше". Харьков, 1902.
"Вера жены хананеянки". Харьков, 1902.
"Замечательные случаи при исповеди и приобщении больных". Харьков, 1902.
"Евангельское повествование об исцелении Господом слепорожденного". Харьков, 1902.
"Евангельское повествование об исцелении Господом десяти прокаженных". Харьков, 1902.
"Евангельское повествование об исцелении Господом жены кровоточивой". Харьков, 1902.
Книга "Живое Слово", посвященная характеристике церковной проповеди и импровизации. Харьков, 1 изд. 1882, Харьков 2 изд. 1892.
Наставление детям, учащимся в сельских школах о кротости и жалостливом обращении с животными. 1903 год.
"Преосвящ. Тихон, епископ Воронежский". М. 1844.
"Сила привычки к вину".
"Христианский обычай начинать каждое дело молитвой о благословении Божием". Харьков, 1902.
Речь воспитанникам Московской духовной семинарии 8 ноября 1878 года после годичного акта Московской семинарии. "Изв. Казан. епарх." 1878, № 24, с. 683-688.
Речь при выпуске воспитанниц Московского Николаевского института. "Изв. Казан. епарх." 1880, № 15, с. 409-416.
Речь при открытии общества любителей церковного пения. "Правосл. обозр." 1881, май- август, с. 547-551.
Слово, произнесенное 26 февраля в Московском большом Успенском соборе по случаю заключения мира с оттоманскою портой. "Правосл. Обозр." 1878, с. 442-448.
Речь, произнесенная в Московском Архангельском соборе на панихиде в 9-й день по кончине госуд. Александра Николаевича. "Правосл. Обозр." 1881, январь-апрель, с. 636-639, "Изв. Казан. епарх." 1881, № 9, с. 229-232.
Отзывы о нем и его проповедях:
Отзывы о нескольких проповедях в "Листке Духовной библиографии". 1873, № 6, с. 81-88.
"Домашние беседы". 1873, № 26, с. 856.
"Русский проповедник". 1871. СПБ, с. 326-328.
Отзыв Экзарха Грузии архиепископа Иннокентия (Беляева), б. Сумского, вик. Харьковской епархии, написанный в виде статьи. "Приб. к "ЦВ" 1901, № 40, с. 1439-1445.
Литература
"Церк. Вед." 1897, № 1, с. 2.
"Приб. к "ЦВ" 1888, № 10, с. 252, № 21, с. 551, 1898, № 47, с. 1785-1791, 1901, № 36, с. 1283-1286, № 40, с. 1439.
"Прав. Собес." 1897, декабрь, с. 4, 1901, декабрь, с. 8, 1907, март, с. 9, 1899, январь, с. 4.
"Истор. Вестн." 1889, август, с. 369, 1890, октябрь, с. 202.
"Церк. Вестн." 1891, № 8, с. 113, № 16, с. 252, № 30, с. 469, № 39, с. 627, 1895, № 34, с. 1094-1095, № 40, с. 1277, № 47, с. 1507.
"Изв. Каз. еп." 1878, № 2, с. 34, 1882, № 20, с. 529, 1889, № 23, с. 651-652, 1899, № 8, с. 336.
"Христ. чтен." 1902, март, с. 351-354.
"Прав. Обозр." 1878, сентябрь-декабрь, с. 672-674, 682-684, 863-865, 1880, сентябрь-декабрь, с. 690.
"Мисс. Обозр." 1898, июль-август, с. 1661, 1901, ноябрь, с. 481.
"Душеполезн. Чтение" 1898, 1899.
"Slovo pri pogrebenii Vysokopreosv. Innokentija, Mitr. Moskovskogo i Kolomenskogo", in: ZMP 1979, 3, 30-33.
Труды К.Д.А. 1891, сентябрь, декабрь, с. 300.
Юбилейный сборник М. 1914, с. 81, 82, 98, 104, 187, 196, 197, 644.
"ЖМП" 1945, № 9, с. 74.
"Рус. Архив" 1910, кн. 1-я, № 1, с. 100, 103, 96-97, 1912, кн. 1-я, с. 129, 1916, кн. 1-я, № 1, с. 165.
Венгеров, Критико-биограф. словарь, т. 1, с. 481-485.
Багрецов Л. Несколько слов по поводу двух характерных писем, присланных Преосвящ. Амвросию, архп. Харьковскому. Харьков, 1901, Тузов 23.
Багрецов Л. "Памяти в Бозе почившего Высокопреосвящен. Амвросия, архп. Харьковского". Москва, 1901, Тузов 23.
Буткевич Т.И. "Высокопреосвященный Амвросий, архп. Харьковский". Библиограф. очерк (с двенадцатью фотографическими снимками и факсимиле). Харьков, 1902, Тузов 40.
Буткевич Т. Странные суждения Р.И. Сментковского, высказанные по поводу речи Преосвященного Амвросия "О практической борьбе христиан с современными заблуждениями и пороками". Харьков, 1901, Тузов 40.
"Венок на могилу в Бозе почившего Амвросия, архиепископа Харьковского". От редакции журнала "Вера и Разум". Харьков, 1902, Тузов 55.
Виноградов В. "Последний из Могикан", эпохи великих реформ. (Памяти Высокопреосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского). Сергиев Посад, 1912, Тузов 47.
Ромашко Д. "Амвросий, как народный проповедник и ревнитель духовно-нравственного просвещения". Харьков, 1905, "Русск. Паломн." 1888, № 23, с. 267, 268, 270.
Митисов И. "Высокопреосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский и Ахтырский". "Прав. Собес." 1901, октябрь, с. 508-530.
Митисов И. "Педагогические воззрения Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского". "Прав. Собес." 1902, январь, с. 91-103.
Булгаков, с. 1405, 1406.
БЭС, т. I, стб. 141, т. II, стб. 1374, 2272.
БЭЛ, т. I, стб. 594.
НЭС, т. II, стб. 334, доп. т. I, с. 95.
БЭЮ, т. I, с. 486.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г., с. 22-23, 1901 г., с. 32-33.
"Списки архиереев Иерархии Всерос.". СПБ, 1896, ? 446, с. 65-66.
Ig. Georgij (Tertysnikov), Zizn' i dejatel'nost' Vysokopreosv. Amvrosija (Kljucareva), archiepiskopa Char'kovskogo, in: ZMP 1976, 8, 74-77.
Karl Christian Felmy, Predigt im orthodoxen Ru?land, Gottingen 1972, bes. S. 99-169.
Использованные материалы
http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4763
http://www.bogoslov.ru/persons/288832/index.html
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент