(барон E?tv?s, 1813—1871) — мадьярский писатель и венгерский государственный деятель. Его комедии "Kritikusok" ("Критики") u "H?zasul?k" ("Жаждущие брака") и трагедия "Bosz? ("Месть") имели большой успех. Сочинение его: "V?lem?ny a fogh?zjavit?s ?gy?ben" ("Размышления о тюремной реформе", Пешт, 1842; немецкий перевод под заглавием: "Gutachten ?ber Gef?ngnisreform", ib., 1842), вызвало целую литературу по данному вопросу и послужило исходной точкой для реформ в этой области. Роман Э. "Karthausi" ("Картезианец", ib., 1842; немецкий перевод: "Der Kart?user", 8-е изд., В., 1890) выдержал несколько изданий и считается одним из лучших произведений мадьярской литературы. Оживление, наступившее в мадьярской журналистике с появлением Кошута, захватило и Э.; в открытом письме против Сеченьи: "Kelet n?pe es a Pesti Hirlap" (Пешт, 1841) он превзошел даже самого Кошута ясностью и силой диалектики. Когда впоследствии (1844) либералы разделились на две партии — муниципалистов и централистов, Э. оказался одним из самых красноречивых лидеров последней партии. Около этого же времени появились в печати его романы: "A falu jeguz?je" ("Деревенский нотариус", ib., 1845; немецкий перевод: "Der Dorfnotar", 3-е изд., ib., 1872), в котором рисуется современная комитатская жизнь, и "M?gyararsz?g 1514-ben" ("Венгрия в 1514 г.", ib., 1847; немецкий перевод: "Der Bauernkrieg in Ungarn", ib., 1850), в котором мастерски изображается крестьянское восстание в 1514 г. Сделавшись после мартовской революции 1848 г. министром исповеданий, Э. оказался на высоте требований своего поста, но не в соответствии с бурными условиями того неспокойного времени. После распадения министерства Баттиани он покинул родную страну и переселился в Мюнхен, где оставался до 1851 года. Самым важным произведением его за это время было: "Влияние господствующих идей XIX столетия на государство" (по-мадьярски, B., 1851; немецкий перевод: "Der Einfluss der herrschenden Ideen des XIX Jahrh. auf den Staat", Лейпциг, 1854). На немецком языке появились его "Gleichberechtigung der Nationalit?ten in Oesterreich" (2-е изд., В., 1851). Большое внимание обратило на себя его анонимное сочинение: "Garantien der Macht und Einheit Oesterreichs" (Лейпциг, 1859). Вернувшись в Венгрию, Э. сделался вторым президентом венгерской академии и стяжал большую славу своими академическими торжественными речами, которые вышли отдельным сборником под заглавием "Magyar ir?k ?s ?llamf?rtiak" ("Мадьярские писатели и государственные люди", 1868). На кратковременном рейхстаге 1861 г. Э. был представителем города Офена. С этого времени он посвятил себя опять преимущественно политике и основал в 1865 г. журнал "Politikai Hetilap" ("Политический Еженедельник"). Когда Венгрия, в 1867 г., получила снова свое собственное, ответственное перед венгерским парламентом министерство, Э. занял пост министра вероисповеданий и народного образования и проявил оживленную и плодотворную деятельность. Он ввел обязательное начальное обучение и сделал народную школу независимой от вероисповедных вопросов. По всем политическим вопросам Э. занимал выдающееся положение, как в министерстве, так и в рейхстаге, где он считался одним из самых замечательных ораторов. Памятник ему, в виде бронзовой статуи, открыт в 1879 г. в Будапеште, на площади, носящей его имя.Сын Э., Роланд (род. в 1848 г.), был профессором физики в будапештском университете и президентом венгерской академии.
Значение ЭТВЁШ, ИОСИФ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЭТВЁШ, ИОСИФ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012