Значение СТУДИЙСКИЙ УСТАВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое СТУДИЙСКИЙ УСТАВ

своим происхождением обязан препод. Феодору Студиту (ум. 826 г.), настоятелю С. монастыря (см.). После смерти препод. Феодора его устав был кратко записан неизвестным лицом, в промежуток между половиною IX и половиною Х в. В устав Афанасия Афонского (ум. 980 г.) студийская запись вошла в переработанном и дополненном виде. В половине XI в. появляется полная запись С. устава, известная под именем устава патр. Алексия; но он был написан не для С., а для Успенского м-ря, основанного этим патриархом близ Константинополя. Устав патриарха Алексия не дошел до нас в подлиннике, но сохранился в нескольких позднейших славянских списках. Древнейшие из них — синодальный список XII в., типографской библиотеки — того же времени, и Сиб. дух. академии — XIII в. Для своего устава Алексий пользовался, кроме С. записей, правилами древних устроителей монашеской жизни, обычаями церкви, порядками службы и быта других монастырей, в особенности студийского. С устава патр. Алексия были сделаны списки для других монастырей, так или иначе примененные к местным условиям. Из Константинополя С. устав перешел на Афон и в Южную Италию. В итало-греческих областях действие его продолжалось до выяснения оттуда греческого обряда и замены его латинским. В русской церкви С. устав был введен препод. Феодосием Печерским около 1070 г. в Киево-Печерской лавре, откуда он распространился и в другие монастыри, с некоторыми переменами, идущими, вероятно, от самого преп. Феодосия. Он держался у нас до половины XIV в., когда начинает уступать иерусалимскому, но по местам оставался в силе горазо дольше, как показывают списки его, относящиеся к концу XIV и XV в. В некоторых монастырях русских он действовал до последнего времени. По свидетельству патриарха Нектария, на Синае он употреблялся в XVII в. С. устав отличается от других уставов монастырских, и в том числе иерусалимского, более правилами монашеской жизни, чем богослужебными. Служба по С. уставу была короче и не так торжественна, как по уставу иерусалимскому. См. Н. Одинцов, "Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в." (СПб., 1881); А. Дмитриевский, "Богослужение в русской церкви за первые пять веков" ("Правосл. собеседник", 1882, т. I); И. Мансветов, "Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви" (М., 1885).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.