Значение СРОДСТВО ГАММ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

СРОДСТВО ГАММ

Диатонические гаммы: b61_359-1.jpg b61_359-2.jpg будучи транспонированы на всех ступенях хроматической гаммы, различаются одним, двумя и большим числом знаков в ключе. Чтобы узнать разницу в знаках двух сопоставленных гамм или тональностей, вычитают сумму знаков одной гаммы из суммы знаков другой, если знаки этих гамм однородны, или складывают все знаки, если они разнородны; например, гаммы ми-мажор и соль-мажор отличаются друг от друга тремя знаками, так как один диез гаммы соль вычитается из четырех диезов гаммы ми, гаммы ми-бемоль мажор и соль-мажор — четырьмя знаками, так как один диез гаммы соль складывается с тремя бемолями гаммы ми-бемоль. Случайные знаки гармонических гамм, т. е. те, которые не входят в состав ключевых знаков, не принимаются в расчет при определении разницы знаков. Гаммы, имеющие наибольшее число общих ступеней, считаются наиболее сродными.а) При первой степени С. гаммы не отличаются знаками в ключах или отличаются только одним ключевым знаком, например гаммы до-мажор — ля-минор, ми-бемоль мажор — до-минор, до-мажор — ре-минор, до-мажор — фа-мажор, ля-минор — ми-минор. Гаммы в квинтовом отношении могут различаться при первой степени С. и большим числом знаков, если тоника, третья и пятая ступени одной гаммы, входят в состав другой, например гаммы до-мажор и фа-минор. При первой степени С. вообще тоники гамм отстоят на простые интервалы.б) При второй степени С. гаммы различаются знаками от двух до пяти включительно: например гаммы до-мажор — ре-мажор, ре-минор — соль-мажор, до-мажор — ре-бемоль мажор, ми-минор — фа-минор. Тоники таких гамм отстоят на простые интервалы.в) При третьей степени С. гаммы, отстоящие на простые интервалы, отличаются шестью и большим числом знаков, например ре-мажор — ми-бемоль минор, ре-минор — до-диез мажор. Гаммы, отстоящие на увеличенные или уменьшенные интервалы и отличающиеся шестью или меньшим числом знаков, также находятся в 3-й степени С., например гаммы до-мажор — фа-диез мажор, до-мажор — фа-диез минор, до-мажор — до-диез минор.г) Гаммы в более отдаленном С. отличаются семью и большим числом знаков, при расстоянии тоник этих гамм на увеличенные или уменьшенные интервалы; например гаммы до-мажор — до-диез мажор, до-мажор — до-бемоль мажор, ля-минор — до-бемоль мажор.д) Гаммы, тоники которых отстоят на двояко увеличенные или двояко уменьшенные интервалы, находятся в самом отдаленном С., например до-диез минор — соль-бемоль мажор.Вышеприведенное определение степеней С. основано на следующем: в ряде гамм, в котором каждая находится со своими соседними в первой степени С., вторая гамма состоит с первой в первой степени С., третья с первой — во второй, четвертая — в третьей и т. д. С. гармоний основано на С. гамм. Консонирующие трезвучия, построенные на тониках двух гамм, находятся в той же степени С., как и эти гаммы; например трезвучие до-мажор и трезвучие ре-минор находятся в первой степени С., трезвучия-до мажор и ре-мажор — во второй, трезвучия ре-минор и ми-минор — во второй, трезвучия до-мажор и фа-диез мажор — в третьей и т. д. Такое С. трезвучий называется внутренним. Внешнее С. гармоний или аккордов основано на общих аккордовых нотах. Трезвучия, имеющие две общие ноты, находятся в ближайшем внешнем С.Н. Соловьев.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.