? название ноты: седьмой слог в сольмизации и седьмая ступень гаммы до. В системе ладов, установленной Григорием Великим, этот звук назывался В quadratum (си бекар), а пониженный на полтона (С. бемоль) ? В rotundum, или мольным, мягким. Сольмизация Гвидона (см.), укрепившаяся с полов. XI в., вытеснила названия нот григорианской системы. В новой системе гексахордов (см.) для вышеупомянутой ноты не было особенного названия. В XV ст. для нее предложено название ho (Anselmus Parmensis). Варфоломей Рамо де Парейра стремился заменить систему гексахордов октавной системой, причем теперешняя С. называлось u . Стремления этого теоретика увенчались успехом лишь благодаря усилию целого ряда ученых музыкантов, между прочим Губерта Вельранта (конец XVI ст.), давшего ноте С. название ni, Эриха фан-дер Путена (1599), давшего ей название bi, Адриана Банкиери (начало XVII ст.), предлагавшего присоединить к нотным названиям Гвидона bа (С. бекар) и bi (С. бемоль). О названии "си" как всеми признанном упоминает ученый музыкант-теоретик Кальвизиус (нач. X VII в.). В Германии, где придерживаются григорианского названия нот, С. стали называть позднее вместо b quadratum ? ha, a b rotundum, т. е. С. бемоль, назвали буквою b. С., или ha ? первая ступень (тоника) диатонических гамм С. мажор и С. минор, вторая ступень гаммы ля мажор или минор, третья ступень гаммы соль мажор, четвертая ступень гамм фа диез мажор и минор, пятая ступень гамм ми мажор и минор, шестая ступень гаммы ре мажор, седьмая ступень гамм до мажор и до минор. С., повышенное на полтона, называется С. диез, или his.
Н. С.