Значение ТОН, В МУЗЫКЕ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ТОН, В МУЗЫКЕ*

? музыкальный термин, обозначающий каждый звук определенной высоты. Более частые колебания воздуха дают более высокие Т., более редкие ? низкие Т. Этим не ограничивается применение этого термина, которое обширно и нередко сбивчиво. Т. (Tonus) есть также расстояние двух звуков, составляющее большую секунду (см. Интервал), полутон ? расстояние в малую секунду. Гамма есть диатонический звукоряд в котором звуки отстоят от своих соседних на тон или полутон.

Совокупность звуков, принадлежащих одной и той же гамме и взятых в любом порядке, также называется Т.

Так как существует только одна диатоническая гамма или тоновая лестница (звукоряд на белых клавишах фортепиано), заключающая в себе мажорную гамму до и минорную неискусственную la (a также гаммы, называемые церковными ладами), то другие гаммы, построенные на ступенях хроматической гаммы совершенно так же, как гаммы до мажор и la минор, являются только транспонировкой вышеупомянутых двух гамм, т. е. их повторением, начиная не со звука do или la , а с другого. Транспонированные гаммы do и ?? носят название гамм с присоединением названия тоники, с которой каждая из них начинается, напр., гамма ?? бемоль мажор или fa минор. Транспонированные или перестроенные Т. следовало бы скорее называть строями или тональностями (Tonart), но в обычай вошло называть как Т. do majeur ? la mineur, так и все тоны, происшедшие от их транспонировки (напр., Т. те bemol majeur ? si bemol mineur, re majeur ? si mineur, mi bemol majeur ? do mineur, всего 12 мажорных и 12 минорных), тонами, строями (Tonart, mode, ton, tono) или ладами; последний термин скорее относится к церковным ладам (см.), получившим в России название гласов (tonus или modus ecclesiasticus). Существует еще термин, заменяющий термин Т. ? это вид (Tonart). Мажорные и минорные наклонения в тонах называются родами (Tongeschlecht): Т. do majeur называется видом dо , мажорного рода, Т. la mineur ? видом la , минорного рода. Такая терминология применяется реже; она встречается, напр., во "Всеобщем учебнике музыки" Маркса, изд. под редакц. А. С. Фаминцына.

Н. С.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.