Значение РОДСТВО В МУЗЫКЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое РОДСТВО В МУЗЫКЕ

отношение гамм, а также гармоний, близкое или дальнее. Степень Р. гамм основана на большем или меньшем количестве общих ступеней. По ключевым знакам двух гамм можно узнать, каким количеством ступеней одна гамма отличается от другой; так, например, гамма соль мажор отличается от гаммы фа мажор ступенью фа диез, а гамма фа мажор отличается от гаммы соль мажор ступенью си бемоль, которой нет в гамме соль. Следовательно, обе гаммы отличаются двумя ступенями — фа диез и си бемоль. Чтобы узнать разницу в ступенях двух гамм складывают ключевые знаки, если они разнородны; например гаммы ми бемоль мажор и соль мажор отличаются между собой четырьмя ступенями (си бемоль, ми бемоль, ля бемоль, фа диез — всего 4 ступени) — и вычитают сумму знаков одной гаммы из суммы знаков другой, если знаки однородны; например, гаммы ми мажор и ре мажор отличаются между собой двумя ступенями (за вычетом двух диезов из четырех). Случайные знаки мажорных гамм не принимаются в расчет при определении разницы в ступенях. В первой степени Р. находятся гаммы мажорные или минорные, не отличающиеся друг от друга ключевыми знаками, например до мажор — ля минор, или отличающиеся только одним ключевым знаком, например до мажор — ре минор, до мажор — соль мажор, ля минор — ми минор. Вообще, гамма находится с другой в первой степени Р., если ее первая, третья и пятая ступени входят в состав следующей гаммы. При первой степени Р. тоники гамм отстоят на простые интервалы. Во второй степени Р. находятся гаммы, отличающиеся друг от друга двумя, тремя, четырьмя или пятью знаками, например до мажор — ре мажор, до мажор — ре бемоль мажор, ми минор — фа минор. Тоники таких гамм отстоят на простые интервалы. При более отдаленных степенях Р. гаммы отличаются шестью и более числом знаков, или тоники их отстоят на увеличенные или уменьшенные интервалы, например ре мажор — ми бемоль минор, до мажор — фа диез минор. Р. гармоний или аккордов основано на Р. гамм, на тониках которых эти аккорды построены. Такое Р. называется внутренним. Внешнее Р. аккордов основано на общих аккордовых нотах. Аккорды, отстоящие в необращенном виде на терции (терциевое отношение), имеют по два общих тона и находятся в ближайшем внешнем Р.; например, аккорд до, ми, соль имеет с аккордом ля, до, ми два общих тона — до и ми, с ми, соль, си два общих тона — ми, соль и находится с ними в ближайшем внешнем Р. Аккорды, отстоящие на чистую квинту (находящиеся в квинтовом отношении), имеют по одному общему тону, например ре, фа, ля имеет с аккордом соль, си, ре общий тон ре, а с аккордом ля, до, ми — общий тон ля. Аккорды, отстоящие на секунду (находящиеся в секундовом отношении), внешнего Р. не имеют, например аккорды до, ми, соль — ре, фа, ля.Н. Соловьев.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.