(полное имя — Gaius Sollius Modestus Apollinaris Sidonuis) — даровитейший представитель галло-римской литературы V в. и политический деятель. Принадлежал к одной из самых аристократических фамилий Галлии, члены которой занимали высшие административные места. Родился в Лионе, между 430 и 433 гг. Родственные узы со знатным овернцем Авитом, на дочери которого С. был женат, побудили его последовать за тестем в Рим, когда тот провозглашен был в Галлии императором (в 455 г.). По случаю получения Авитом консульства (456) С. сложил в честь его огромный стихотворный панегирик (более 600 гекзаметров; Carm. VI—VII), в котором созывает целый Олимп, заставляет Юпитера произнести пространное изложение жизни и деяний нового императора, просит Феба "сберечь свое сияние для неба; для земли достаточно Авита". В литературном отношении панегирик С. не имеет почти никакого значения, но он весьма важен как исторический источник; особенно ценна характеристика положения Галлии по отношению к Риму. Стихотворение это упрочило литературную славу С.: ему воздвигнута была статуя в портике Траяна (Carm. VIII). Через полтора года Авит был свергнут с престола, и С. должен был вернуться в Галлию, где принял деятельное участие в возмущении провинции против нового императора, Майориана. В 458 г. С. удалось получить прощение Майориана, и в благодарность за это он сложил панегирик и в честь нового императора, таких же размеров, как и в честь своего несчастного тестя (Carm. IV—V). В этом стихотворении, выполненном, в общем, гораздо лучше предыдущего, С. искусно обходит всякий намек на участь Авита и доходит до геркулесовых столбов лести; произнося панегирик в Лионе, очаге восстания и наиболее пострадавшем от императорских войск, С. восклицает: "Нам нравятся самые наши развалины, так как мы были причиной вашего триумфа". И это стихотворение заключает ценные подробности для историка; такова, напр., характеристика франков и изображение влияния, оказанного на вандалов климатом Африки. В любопытном предисловии С. оправдывает перемену своих убеждений примерами двух знаменитых писателей древности: Вергилия и Горация. Когда в 461 г. Майориан был убит, у С. не нашлось ни одной строчки, чтобы почтить его кончину; зато он умел поладить с одним из ближайших преемников Майориана, Анфимием, которому в 468 г. держал похвальное слово, также в стихах, такого же объема и также по случаю второго его консульства (Carm. I—II). Панегирик Анфимию по выполнению стоит гораздо ниже двух предшествующих; тем не менее, С. получил за него должность префекта столицы (praefectus urbi) и титул патриция. В новой должности С. пробыл очень недолго: в 469—470 г. мы видим его перешедшим в духовное звание и занявшим пост епископа в городе Арвернов (нын. Клермон-Ферран). Хотя С. не имел ни чувств истинного христианина, ни, тем более, надлежащей подготовки к высокому духовному сану, однако он проходил свою должность не без славы. Наряду со своим зятем Экдицием С. стал во главе провинции в борьбе с теснившими ее готами и при постыдной сдаче им римлянами Оверни попал в руки врагов. Король готов, Эйрих, отправил С. в крепость Ливию, около испанской границы. Тяжелое положение свое в изгнании С. изобразил в небольшом стихотворении (Carm. XII), обращенном к другу его Катуллину. Возвращению С. из изгнания способствовала опять стихотворная похвала, сложенная им в честь главного его врага, Эйриха. Вернувшись в Клермон, С. посвятил себя преимущественно пастырским обязанностям, вскоре прекращенным его смертью (после 480 г.). Собрание стихотворений С. обнимает 24 произведения, включая и вышеупомянутые панегирики, составляющие первую часть собрания. Введением ко 2-й части служит 9-е стихотворение, в котором С. весьма однообразно излагает другу Феликсу, чего нельзя ожидать от его произведений сравнительно с предшествующими поэтами. Послание это, к которому весьма близко подходит по содержанию 23-е стихотворение, особенно любопытно потому, что дает понятие о громадной начитанности, которою обладал С. в античных поэтах. О некоторых из сообщаемых здесь мелких фактов по истории римской литературы не упоминает ни один другой писатель (напр., указание на происхождение возлюбленной Овидия, Коринны, из дома Августа). Далее, в числе стихотворений встречаем два брачных гимна (epithalamia; Carm. X—XI; XIV—XV), описание поместья (burgus) одного из друзей поэта, дающее ясное понятие о жилище богатых современников С. (Carm. XXII). Остальные стихотворения — послания к друзьям и родственникам. Из этих стихотворений всего одно (Carm. XVII) отличается христианским характером; это — благодарность епископу Фаусту, ласково укрывшему С. от солнечного жара. Поэт просит здесь вдохновения не у языческих богов, а у того Духа, который погубил египтян в Чермном море и помог Юдифи убить Олоферна. Подобным же образом автор перечисляет далее деяния Божии во всей еврейской истории и кончает вочеловечением и страданиями Спасителя. Все это составляет предисловие к просьбе, направленной к Духу (Богу): помоги мне достойным образом восхвалить и возблагодарить Фауста. Вообще это стихотворение, 128 стихов которого смело можно было бы сократить в 10 раз, наглядно показывает, как поверхностно С. усвоил себе христианские истины. Поступив в духовное звание, С. решил оставить свои занятия поэзией: обещание это он сдержал не вполне, так как изредка вставлял стихи в свои письма к друзьям и знакомым. До нас дошли 9 книг писем С., в количестве 147 (из которых одно ответное — к С. от Мамерта Клавдиана). Все письма написаны в зрелом возрасте и почти исключительно обращены к друзьям (к жене — 1 письмо; 6-я книга адресована вся к знатным епископам). Сборник возник из действительно написанных писем (деловых, рекомендаций, поздравлений, извещений о смерти и т. д.), но затем разросся в силу усвоенного у Плиния и Симмаха стремления излагать свои взгляды по тем или другим вопросам, а также желания знакомых и друзей быть увековеченными в письмах красноречивого и знатного автора. Некоторые из этих писем представляют настоящие панегирики, напр., письмо Теодориху II готскому (Ер. II, 1), где содержатся весьма любопытные подробности об образе жизни этого короля. Письма, адресованные епископам, отличаются торжественным тоном и заканчиваются оборотами, взятыми из богослужебного языка. Общее значение соч. С. верно определено Ешевским: трудно представить себе человека, который прочел бы их из-за одного любопытства, но они представляют неоцененный материал для политической и литературной истории галло-римского мира в V стол. С. отличался тою же неустойчивостью и непоследовательностью, как и вся современная ему эпоха, стоящая на рубеже между античным миром и средними веками. Главное издание С. принадлежит Luetjohann'y (Б., 1887), новейшее и общедоступное — Mohr'y (Лпц., 1895; все ссылки на С. в настоящей статье сделаны по этому изданию). См. С. Ешевский, "К. С. Аполлинарий С., эпизод из литературной и политической истории Галлии V в." (М., 1855); С. Chaix, "St. Sidoine Ар. et son si?cle" (Клермон-Ферран. 1867); предисловие к указанному изданию Luetjohann'a.A. М—н.
Значение СИДОНИЙ АПОЛЛИНАРИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СИДОНИЙ АПОЛЛИНАРИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012