верхняя одежда христианских священнослужителей, которую они носят вне богослужения. Это — широкая прямая одежда (иногда лишь несколько суживающаяся в поясе), покрывающая все тело от шеи до пят, с большими рукавами, от половины руки расширяющимися. Цвета она может быть, для всех лиц белого духовенства и для епископов, всякого (не исключая и белого), для лиц монашествующих — только черного. В первые три века христианские священнослужители в своей частной жизни одевались, вероятно, как миряне. Отправляя апостолов на проповедь (Map. VI, 9), Христос сказал им: обувайтесь в сандалии, но не облачайтеся в две ризы. Это не установляло, однако, общего правила относительно одежды духовенства: иначе апостолы не употребляли бы впоследствии поверх хитона фелони (2 Тим. IV, 13). Слова Христа обусловливались, вероятно, временем года, когда апостолы отправлены были на проповедь. Паллий (в его первоначальном виде) был, по-видимому, предпочтительно употребляем клиром в качестве верхней одежды, или Р., еще со времен апостольских. Еще до христианства верхней одеждой людей серьезных, например посвящавших себя изучению наук, был преимущественно паллий (см.), называвшийся плащом философов. Его усвоили себе с некоторыми изменениями и клирики, бывшие прежде философами. Такой плащ или паллий носил блаж. Иероним, которого поэтому не один раз принимали за философа, а иногда за обманщика, который чужою формой одежды хотел усвоить себе не свое звание, о чем сам Иероним пишет к Марцелле (послан. XXXVIII, 5). Pallium asceticum надевали иногда и епископы, не бывшие аскетами, напр. Мартин Турский (IV в.), но большинство их воздерживалось от употребления этого костюма, непопулярного в народе. Известно, что pallium asceticum не носили ни Киприан Карфагенский, ни блаж. Августин. Папа Целестин (V в.) запретил клирикам этот вид одеяния; в VI в. его уже вовсе не существовало. Епископы в V в. иногда носили верхнюю одежду белого цвета, но этот обычай не был общим. С V в. начинает упоминаться habitas religionis — одежда "религиозного характера", которая могла быть употребляема клириками в их обыденной жизни, подобно тому, как священные облачения употребляются ими при богослужении. Особая одежда — "церковная" (clericalis) — дается Герману Оксерскому и Цезарию Арльскому при первом их вступлении в клир. На существование особого и от богослужебных облачений, и от одежд мирских костюма клириков в это время указывает Аполлинарий Сидоний в письме к одному из своих друзей, вступившему в клир. В VI в. стали одеваться по-новому, по образцу варваров, покоривших римские области; место длинного костюма римского, полного "важности и достоинства", заступили одежды короткие. Церковь держала себя в стороне от этих новшеств и тщательно хранила вид и материал древней одежды церковной. Собор Агдский (506 г., прав. XX) обязывает клириков носит одежду и обувь, какие употреблялись ими дотоле. При Григории Вел. клирики одевались "по-римски", в одежды длинные, чем они отличались от мирян. Эту одежду Св. Папа называет "одеждой религиозной", "святой" — название новое, неизвестное в предыдущие века. Мартин, епископ Пражский (572 г.), предписывает клиру иметь верхнюю одежду до пят. На Востоке только в VII в. одежда клириков стала отличаться от одежды мирян. Трулльский собор в прав. 27 установляет, что клирики должны носить одежды "уже определенные" для состоящих в клире. VII-й всел. собор в прав. 16 говорит, что "всякая роскошь и украшение тела чужды священнического чина и состояния". По словам Вальсамона (в толковании на вышеупомянутое правило), клирики носили во время собора особенно роскошные одежды, так наз. "экзанитовые", у которых нижние части были не только другого цвета, но и златотканые. В VIII в. однообразие одежды клира на Востоке снова исчезло под влиянием иконоборства. В Х веке все клирики носили обязательно одежду черную. В западной церкви цвет одежды клириков не был определен канонически до XVI в. Действующие правила относительно одежды клириков в римской церкви санкционированы Триентским собором. Особенно разнообразны в католичестве одежды церковных орденов. Некогда главные цвета монашеского одеяния на Западе были — темно-красный, каштановый и коричневый.Н. Б—в.
Значение РЯСА, ОДЕЖДА ХРИСТИАНСКИХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое РЯСА, ОДЕЖДА ХРИСТИАНСКИХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012