Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Иуст Лионский (Iustus) (+ 390 ), епископ , преподобный .
Родился в Турноне , на берегах Роны, в первой половине IV века. Отец его был администратором окрестной провинции, называвшейся в ту пору Виварэ. Когда молодому Иусту пришло время учиться, его родители, которые хотели ему дать христианское воспитание, поместили его под руководство св. Пасхасиуса , архиепископа Вены .
Достижения Иуста в молитве и в изучении Священного Писания, сделанные им в школе, были столь велики, что Клавдий , преемник святого Пасхасия, поставил Иуста диаконом . Немного позже, в 350 году, вслед за кончиной Верисима , когда епископство Лиона было вакантно, святой Иуст против своей воли был избран на это место.
Он управлял епархией с таким усердием, скромностью и мягкостью, что его уподобляли ангелу. Усердие его наводило ужас на бесов и язычников. Милосердие его было столь велико, что его называли Отцом бедных, защитником вдов и сирот, прибежищем больных. Он был внимателен ко всем, и его милосердие распространялось на всякую тварь.
Он принял участие в двух церковных соборах, в Валенсии в 374 году, а затем в Аквилее в 381 году, где получил славу поддержавшего православную веру и достойно представившего епископат Галлии.
Вскоре после его возвращения, в то время, как все надеялись его видеть во главе своей Церкви на многие лета, непредвиденный инцидент заставил Иуста отказаться от своих обязанностей и вынудил его уйти в пустыню, чтобы дать волю своему усердию в молитве и уединению.
Некто во власти безумия, в приступе насилия, истребил многих на улицах Лиона . Его хотели схватить, но, убежав, он скрылся и попросил убежище в церкви, где и затворился. Святость места остановила на некоторое время народ и помешала ему войти. Но когда суматоха понемногу возобновилась, Святому Иусту, который поддерживал защиту этого убежища, стали угрожать, что разобьют или сожгут двери, если преследуемый не выйдет. Со своей обычной мягкостью и своим усердием он им объяснял, что они совершат большое преступление, нарушив святость храма Божия. В тот момент прибыл судья, который надеялся своим опытом успокоить суматоху. Он обратился к епископу и попросил его выдать этого человека, чтобы препроводить его в тюрьму, дав Иусту слово, что как только волнения успокоятся и люди рассеются, он его выпустит. Священнослужитель поверил ему и выдал несчастного. Но едва тот вышел из церкви, народ вырвал его из рук судьи, потащил улицами и обрек на безжалостную смерть.
Это событие глубоко тронуло святой Иуста. Не пытаясь искать оправдания, ссылаясь на свою добросовестность и на свои добрые намерения, он рассматривал себя, как ответственного за гибель этого человека. Он не обвинил ни народ, ни судью, но объявил себя недостойным епископского сана, и возвратился в свой родной дом в Турноне. Все друзья, посещавшие его там, не сумели отговорить его от этого решения.
Ночью, он тайно уехал из своего жилища, сопровождаемый молодым чтецом из своей церкви по имени Виатор . Он направился к Арлю , затем к Марселю , где сел на судно, плывущее в Египта .
Тотчас по прибытии он ушел в Скитскую пустыню , в общество святых монахов, которые населяли тогда эти уединенные места. Он не обнаружил ни своего имени, ни своего достоинства. В обществе святого Виатора , своего компаньона, он жил в пустыне как простой монах, оставленный всеми. Так он жил в течение некоторых лет в глубокой скромности и в совершенном повиновении. Между тем Бог, который не хотел оставить под спудом такую святость, Тот, который возвышает тех, кто унижается, попустил, чтобы некий лионский паломник стал монахом в монастыре, где жил Святой. Узнав его, паломник поклонился ему и спросил у него благословения. Монахи, будучи удивлены, спросили его об основании такого жеста. Он им ответил, что этот скромный монах, который жил посреди них уже несколько лет, был ни кем иным, как великим епископом Иустом, митрополитом Лиона. В то время как Иуст огорчался тем, что его узнали, все, сконфуженные тем, что не почитали его по его достоинству, извинились перед ним за то неуважение и за игнорирование его достоинства. Но он их молил оставить его в их обществе, как и прежде, не взирая на его ранг, что и было ими принято. Таким образом, он продолжил жить как простой монах с тем же совершенством и с той же скромностью, довольствуясь непрестанной молитвой за свое стадо, которая всегда присутствовала всегда в своем разуме.
С тех пор прошло несколько лет, и Антиох , который должен был стать третьим преемником Иуста на епископстве Лиона, подвигаемый Святым Духом, возымел желание снова увидеть святого прелата. Он сел в Марселе на судно, идущее в Египет. Святой Иуст, у которого был дар предвидения, сообщил об этой новости святому Виатору, и стал указывать ему поэтапно те места, где проезжал Антиох. После того, как Антиох прибыл в их монастырь, и были закончены приветствия, святой Иуст взял слово и сказал: "Будь дорогим гостем, конец моей жизни приближается, и Бог послал тебя, чтобы ты выразил мне почтение погребением". Антиох и Виатор были опечалены при этих словах. Компаньон Иуста сказал ему об этом, но он успокоил его другим наставлением: "Не печалься, дитя мое, видя, как я покидаю этот мир. Ты вскоре последуешь за мной в жизнь вечную". Действительно, святой Иуст умер 2 сентября 390 года, а его ученик последовал за ним месяцем позже.
Жители Лиона , узнав о кончине своего епископа, послали несколько человек в Египет, чтобы найти его тело и возвратить его в Лион, где его похоронили в церкви Маккавеев , которая была в ту пору городским собором.
Могила этого великого епископа Лионского стала предметом почитания всего народа. Каждый год на праздник там собирались многочисленные толпы. Святой Сидоний Аполлинарий , который присутствовал там, рассказывает, что ко дню праздника шли процессии и что был такой большой наплыв народа, что храм не мог вместить всех полностью. Возжигалось безчисленное количество свечей. Во время бдений псалмы пелись попеременно на двух хорах монахами, духовенством и верными. По окончании такой службы уходили вплоть до часа Третьего, в который уже собирались на Божественную литургию.
Использованные материалы
http://www.orthodoxa.org/FR/orthodoxie/synaxaire/StJust.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент