1) Луций Анней С., известный также под прозванием ритора, отца и старшего, уроженец Кордубы (родился около 54 до Р. Хр., умер около 39 г. по Р. Хр.); происходил из богатой всаднической семьи; в Риме изучал красноречие под руководством Ареллия Фуска, Пассиена, Альбуция Сила, Луция Цестия, Папирия Фабиана и др., готовясь сделаться адвокатом. О деятельности его нам почти ничего не известно. Во время междоусобных войн I в. он стоял на стороне Помпея и недоброжелательно относился к Цезарю, что отразилось на Лукане и С. младшем. В зрелых годах он женился на уроженке Кордубы Гельвии, от которой у него были три сына: Галлион Новат, С. младший и Мела (Мелас), отец поэта Лукана. С. старший был римлянин старого закала; в красноречии он был поклонник Цицерона и противник крайностей послецицероновского ораторского искусства. Не будучи профессиональным ритором, он был известен как автор руководства по риторике, которое он написал для своих сыновей. Это был сборник тем, разрабатывавшихся в его время лучшими ораторами и риторами; он состоял из 10-ти книг так назыв. Controversiae (собственно, спорные случаи, т. е. упражнения на придуманные юридические темы) и 1 книги Suasoriae (совещательные речи), объединенных под общим заглавием "Oratorum et rhetorum sententiae (взгляды риторов на применение законов к данному случаю), divisiones (разделения темы на отдельные вопросы), colores" (приемы, посредством которых можно оправдать наказуемый поступок). Сборник был составлен С. в годы старости и содержал массу материалов по истории риторики при Августе и Тиберии. До нас дошли 1, 2, 7, 9 и 10 книги контроверсий, заключающие в себе 35 тем, отчасти во фрагментарном виде. Остальные 39 тем известны в выдержке из сборника, относящейся к IV или V в. Кроме того, мы имеем введения к 1, 2, 3 и 4 книгам. В рукописях контроверсиям предшествуют книга суазорий (7 тем), неполная в самом начале. Изложение сборника отличается живостью стиля и остроумием и обнаруживает в авторе трезвую и сильную критическую способность. По языку сборник стоит ближе к цицероновской, чем к серебряной латыни, влияние которой в нем вообще незначительно. Гораздо объемистее и значительнее был исторический труд С., написанный им также в старости и посвященный обзору римской истории с начала гражданских войн до Тиберия. В средние века сочинения С.-отца смешивались с сочинениями С.-сына (философа): так, в венецианских изданиях 1490 и 1492 годов они изданы вместе. Впервые Рафаэль из Вольтерры выделил сочинения С. старшего. Лучшие рукописи этих сочинений — брюссельская (№ 9581), антверпенская (№ 411) и ватиканская (№ 3872); древнейшая рукопись эксцерптов из риторического труда С. относится к IX—X веку (монтепессуланская рукоп. № 126). Лучшие издания сочинений С дали: Faber (П., 1587, 1598), Schott (П., 1607, 1613), Gronov (Лейден, 1649, Амстердам, 1672), Bursian (Лпц., 1857), Kiessling (Лпц., 1872), H. J. M?ller (Прага, 1887; лучшее изд.). Ср. K?rber, "Ueber den Ehetor S. und die R?mische Rhetorik seiner Zeit" (Марбург, 1864); О. Gruppe, "Quaestiones Annaeanae" (Штеттин, 1873); M. Sander, "Quaestiones syntacticae in Senecam rhetorem" (Грейфсв., 1872); Teuffel-Schwabe, "Gesch. der R?mischen Litte-ratur" (I т., стр. 269, Лпц., 1890, 5 изд.); Schanz, "Geschichte der R?mischen Litteratur" (II т. стр. 198 слл., Мюнхен, 1892); Thomas, "Schedae criticae in Senecam rhetorem selectae" (П., 1880); M?ller, "S. rhetor" (Прага, 1881—1888). 2) Луций Анней С. по прозванию философ, второй сын С. старшего (ритора), талантливейший из ораторов и стилистов первой половины I-го в. по Р. Хр., родился в 4-м г. до Р. Хр. в г. Кордубе. Первым воспитателем и учителем С. был его отец, внушивший сыну основные начала нравственности и развивший в нем задатки красноречия. Кроме отца, воспитанием С. руководили его мать и тетка (по матери) — Гельвии; благодаря им он пристрастился к философии, которой не поощрял С.-отец. В Риме С. занимался грамматикой, риторикой и философией и слушал, между прочим, лекции пифагорейцев Сотиона и Секстия, стоика Аттала и киника Деметрия, который позднее поселился в доме С. Из современных ораторов учителем С. был Папирий Фабиан, которого весьма высоко ставил С. старший. Занятия философией повлияли и на образ жизни С.: он привык к простой жизни и ежедневно вечером, по обычаю пифагорейцев, считал своею обязанностью подводить итоги сказанному и сделанному за день. В течение одного года он даже воздерживался от принятия в пищу мяса, но принужден был отказаться от вегетарианства в силу вышедшего в 19-м г. сенатского постановления, запрещавшего египетские и иудейские религиозные обряды. Получив тщательное риторическое и философское образование, С. выступил на поприще общественно-политической деятельности сперва в качестве поверенного; затем, не без содействия тетки, которая была замужем за влиятельным наместником Египта Витрасием Поллионом, он получил квестуру, которая дала ему сенаторское звание. Около этого времени С. женился, но, судя по некоторым намекам в его сочинениях, этот брак, от которого он имел двух сыновой, не был счастлив. Первые шаги С. на общественном поприще были весьма удачны: он сразу заявил себя как первоклассный оратор. В 39 г. он произнес в сенате в присутствии императора Калигулы столь блестящую речь, что император из зависти к славе оратора задумал его убить и привел бы свой замысел в исполнение, если бы одна придворная дама не заметила Калигуле, что С. страдает чахоткой и без того скоро умрет. Вообще Калигула не одобрял красноречия С. и аттестовал его речи как merae commissiones (простые речи, составлявшиеся для ученых состязаний) и arena sine calce (песок без извести — намек на краткость и незакругленность периодов в речах С.). Более опасным врагом С. оказалась Мессалина, которая преследовала племянницу Клавдия, дочь Германика и Агриппины, Юлию Ливиллу и ненавидела С., как сторонника партии сестер Калигулы, боровшейся с ее собственной партией из-за влияния на Клавдия. В результате происков Мессалины С. был осужден приговором сената по обвинению в каком-то преступлении, быть может, в преступной связи с Юлией Ливиллой (Dio Cass. lx, 8), и лишь благодаря заступничеству Клавдия смертная казнь была заменена ссылкой на остров Корсику. После Цицерона и Овидия это был третий великий изгнанник из представителей римской литературы; в течение 8 лет он томился в уединении бесплодного острова. Несмотря на поддержку, которую С. нашел в занятиях философией и литературой, ссылка была для него тяжела, о чем свидетельствуют некоторые из дошедших с его именем эпиграмм и льстивые воззвания к Клавдию, Полибию и другим влиятельным лицам при дворе императора. Лишь после смерти Мессалины он мог вернуться в Рим и то с решимостью уединиться в частную жизнь. Однако Агриппина, новая жена Клавдия, видя в С. человека, полезного для проведения ее честолюбивых замыслов, устроила дело иначе. Она вызвала его снова к политической деятельности, предоставив ему претуру, и вознесла его на высочайшую ступень почета и могущества тем, что предоставила ему воспитание 11-летнего Нерона, усыновленного Клавдием сына ее от Домиция Агенобарба. При жизни Агриппины С. был влиятелен как ее пособник, после ее смерти — как советник Нерона, который осыпал своего учителя почестями и богатствами. В 54 г., по смерти Клавдия, С. написал для Нерона похвальную надгробную речь (laudatio funebris) в память умершего императора и позднее сочинял для своего воспитанника речи на разные случаи. К этому же времени относится второй брак С. с Помпеей Паулиной, которая своим приданым умножила богатство С. Первые году правления Нерона прошли спокойно, пока император находился под влиянием С. и Секста Афрания Бурра и сообща с ними управлял государством. С. останавливал Нерона в проявлениях его зверства и тщеславия, но в то же время, опасаясь, чтобы влияние матери не пересилило его влияния на Нерона, поощрял склонность его к удовольствиям и распутству. По смерти Бурра (62 г.) у С. оказались сильные противники в лице Поппеи и Тигеллина, которые указывали Нерону на опасность скопления в руках одного человека громадных богатств и нашептывали ему, что С. более чем следует обращает на себя внимание граждан; что он воображает себя единственным стилистом во всем мире и даже осмеивается вступать в соревнование с Нероном в поэзии; что пора бы Нерону сбросить с себя опеку старого учителя. С. просил позволения удалиться в частную жизнь и предложил взять у него обратно дарованные ему богатства, но Нерон отказал учителю в том и другом. Вскоре, однако, С. под предлогом расстроенного здоровья и занятий удалился от двора, а в 65 г., ввиду усилившейся тирании Нерона, просил позволения поселиться в отдаленном поместье; когда в этом ему было отказано, он сказался больным и не выходил из своей комнаты. В том же году был открыт заговор Пизона против жизни Нерона. Вероятно, по наущениям Тигеллина доносчик Антоний составил подложную записку с именем С., в которой был изложен план заговора, и представил ее в качестве улики против философа. Носился слух, что некоторые из участвовавших в заговоре имели в виду по умерщвлении Нерона умертвить и Пизона и провозгласить императором С. Согласно приказу Нерона С. кончил жизнь от собственной руки, вскрытием жил, окруженный почитателями, друзьями и домашними. Жена его Паулина хотела также кончить жизнь самоубийством, но Нерон в последний час перед кончиной С. послал солдат, которые удержали ее от исполнения ее замысла. С. был человек разносторонне образованный, мыслитель если не самостоятельный, то блестящий и необыкновенно остроумный. Его речь лилась в тоне непринужденного свободного разговора, без торжественной периодизации, свойственной стилю Цицерона, без архаической грубости Саллюстия и нарядной манерности Мецената. Он умел, не впадая в риторику, пользоваться обычным запасом слов, выбирая из него все наиболее характерное, придавая мысли неожиданные изгибы и эпиграмматическую краткость и выразительность. В этом отношении С. напоминает Овидия с его неистощимым остроумием и фантазией, с его неподражаемым изяществом формы. Литературная слава С. основана главным образом на его прозаических произведениях, в которых он является художником-эссеистом. Как стилист и оратор, он был, бесспорно, первой литературной величиной своего века и имел многих последователей и подражателей. Несмотря на то, что на него нападали цицеронианцы при Флавиях и архаисты при Адриане и Антонинах, его сочинения, как образец латинской прозы, читались и ценились до эпохи отцов церкви и средних веков. В области философии С. был, в сущности, эклектиком, хотя сам называет себя стоиком. Быть чистым стоиком ему помешала терпимость, с которою он смотрел на человеческие слабости и недостатки, а также влияние эпикуреизма и пифагореизма. Стоицизм в учении С. принял форму нравственно-религиозного убеждения, причем наряду с внутреннею свободою индивидуума выступают в нем основные моменты любви к человеку, снисхождения к человеческим слабостям и слепого подчинения божественной воле. Теоретические умозрения школы С. считал бесполезными и выдвигал на первый план практическую философию, но физике (в античном смысле) он уделял много места в своих сочинениях, утверждая, что она сообщает духу возвышенность тех явлений, которыми занимается. Тело человека С. называл оковами или темницей, из которых душа порывается освободиться. Истинная жизнь души начинается с выходом из тела, когда душа вступает в область бессмертия. В воззрениях на природу души С. заимствовал многое из Платоновского учения. Философия С. излагается им всегда в стиле проповеди и в популярной форме. Квинтилиан делит сочинения С. на orationes, poemata, epistulae и dialogi. Из речей С. сохранились только отрывки, и то лишь тех, которые были написаны им для Нерона. Из поэтических произведений С. уцелело небольшое число эпиграмм (в латинской антологии), которых было по меньшей мере 4 книги. В эпиграмматической поэзии С. подражал, между прочим, Катуллу. Более чем вероятно, что в числе дошедших с именем С. эпиграмм есть несколько принадлежащих перу его племянника, поэта Лукана. Кроме того до нас дошли 9 трагедий С.: "Hercules furens", "Troades", или "Hecuba", "Phoenissae", или "Thebais", "Medea", "Phaedra", или "Hippolytus", "Oedipus", "Agamemnon", "Thyestes" и "Hercules Oetaeus" — представляющих собою скорее декламации в драматической форме, чем предназначенные к исполнению пьесы. Отличаясь правильностью метрической формы, живостью изложения и фантазией, трагедии Сенеки весьма риторичны и ходульны: по выражению Риббека ("Geschichte der R?mischen Dichtung", III т., стр. 73), "язык этих драм имеет мускулы и жилы, но это мускулы и жилы тренированного атлета, а не здорового от природы, сильного человека". Вследствие резкого контраста с другими сочинениями С., в которых автор умело соблюдает чувство меры в применении риторики, трагедии, носившие его имя, приписывались уже в древности другому Сенеке или считались подложными (Аполлинарий Сидоний). Другим их недостатком является слишком большая подражательность Софоклу и Еврипиду. Бесспорно не принадлежит С. приписываемая ему трагедия Октавия, в которой описывается смерть супруги Нерона. К 54-му г. относится "Apocolocyntosis" (букв. — превращение в тыкву; термин, образованный в подражание ????????? = превращение в бога) — язвительное сочинение в духе Менипповой сатиры, написанное по случаю смерти Клавдия: он представлен переселившимся после кончины на небо, где просит у богов апофеоза, но получает апоколокинтоз (перев. проф. Холодняка в приложении к XVI т. "Филологического обозрения", М., 1899). Славу С. составили философские произведения, упомянутые у Квинтилиана под именем диалогов. В лучшей рукописи X—XI в. (Ambrosianus с. 90) приведены следующие 10 соч. в 12 книгах:1) "De providentia", написано в 62 г. по Р. Хр.; 2) "De constantia sapientis", написано в начале царствования Нерона; 3) "Ad Novatum de ira libri III", написано около 49 г.; 4) "Ad Marciam de consolatione" — сочинение, обращенное к дочери Кремуция Корда; написано около 41 г.; 5) "Ad Gallionem de vita beata", напис. в начале царствования Нерона; 6) "Ad Serenum de otio", написано около 62 г. (начало сочинения утрачено); 7) "Ad Serenum de tranquillitate animi", написано около 49 г.; 8) "Ad Paulinum de brevitate vitae", написано около 49 г.; 9) "Ad Polybium de consolatione", написано в 43—44 г. (сохранилось в отрывках); 10) "Ad Helviam matrem de consolatione" около 43—44 г. В других рукописях дошли до нас следующие прозаические сочинения С.: 11) "Ad Neronem Caesarem de clementia libri III" (сохранились лишь 1 книга и начало 2-й); 12) "Ad Aebutium Liberalem de beneficiis libri VII", написано в начале царствования Нерона, 13) "Ad Lucilium naturalium quaestionum libri VII"; написано около 62 г.; 14) "Epistulae morales ad Lucilium", числом 124, в 20-ти книгах (Авл Геллий упоминает о 22-й книге) — сборник писем философского в литературного содержания, написанных легким и изящным языком; 15) "Ad Gallionem fratrem de remediis fortuitorum" (дошло в извлечении); 16) "Formula honestae vitae" или "De quatuor virtutibus" (быть может, извлечено из "Exhortationes") и 17) "Monita". От нескольких других сочинений сохранились лишь ничтожные отрывки и заглавия; кроме того, существовали сборники писем С. к Новату, Цезонию Максиму и Маруллу. Ему приписывалась подделанная одним христианином переписка с апостолом Павлом, что дало повод некоторым богословам предположить, что С. был тайным христианином. Трагедии Сенеки напечатаны в первый раз около 1480 г. в Ферраре, следующие издания трагедий дали Avantius (1517, Венеция), Delrio (1576, Антверпен), Lipsius (1588, Лейден), Gruterus (1604, Гейдельберг); Gronovius (1661, Лейден), Schr?der (1728, Дельфт), Bothe (1819, Лейпциг), Peiper и Richter (Лпц., 1867), Leo (1878—79, Берл.). Философские произведения С. впервые изданы в Неаполе (1475); дальнейшие издания дали Erasmus (1515, Базель), Muretus (1585, Рим), Gruterus (1593, Гейдельберг), Lipsius (1605, Антверпен), Ruhkopf (1797—1811, Лпц.), Fickert (1842—1845, Лпц.), Haase (1852, Лпц.). Новейшее издание "Epistulae" дал Hense (1898, Лпц.); "Apocolocyntosis" издан Бюхелером, вместе с текстом Петрония (1862, 1873, 1882, Б.). Ср. Diderot, "Essai sur les r?gnes de Claude et de N?ron et sur les moeurs et les ?crits de S?n?que" (П., 1779); Lehmann, "Claudius und seine Zeit" (Гота, 1858); Schiller, "Geschichte des R?mischen Kaiserreichs unter Nero" (Б., 1872); Auhertin, "S?n?que et S. Paul" (П., 1870); Dacbert, "S?n?que et la mort d'Agrippine" (П., 1884); Gertz, "Studia critica in Senecae dialogos" (Копенг., 1874); Zeller, "Die Philosophie der Griechen" (III т., 1 ч. Тюбинг., 1880); О. Ribbeck, "Geschichte der R?mischen Dichtung" (III т., Штутг., 1892); W. Bibbeck, "L. Annaeus Seneca der Philosoph" (Ганновер, 1887); Ziegler, "Geschichte der Ethik" (Бонн, 1882); Gelpke, "De S. vita et moribus" (Берн, 1848); Martens, "De S. vita et de tempore, quo eins scripta philos. composita sint" (Альтона, 1871); Diepenbrock, "Senecae philosophi vita" (Амстердам, 1888); Hochart, "Etudes sur la vie de S." (П., 1885); Martha, "Les moralistes sons rempire romain" (П., 1865; русс. перевод, M., 1879); Rosshach, "Disquisitiones de Senecae filii scrtiptis criticae" (Бреславль, 1882); его же, "De Senecae recensione et emendatione" (Бреславль, 1837); его же статьи в "Jahrb. f. Philologie" (CCXLIII) и "Hermes"(XVII); Pauly-Wissowa's, "Real-Encyclop?die der Klassischen Altertums Wissenschaft" (Штуттг., 1894, I); Krohn, "Quaest. ad anthologiam Latinam" (Галле, 1887); Teuffel-Schwabe, "Geschichte der R?mischen Litteratur" (Лпц., 1890); Thomas, "Rome et l'empire" (П., 1897; русск. пер. СПб., 1899); Schultess, "Annaeana studia" (Гамбург, 1888); Wetzstein, "L. Annaeus Seneca quid de natura humana censuerit" (1881); Zimmermann, "De Tacito Senecae imitatore" (1889); Heikel, "Senecas Character und politische Tn?tigkeit aus seinen Schriften beleuchtet" (Гельсингфорс, 1886); Модестов, "Философ С. и его письма к Луцилию" (Киев, 1872). Перевод писем Сенеки напеч. в журнале "Вера и разум" (1884—1887).Н. О.
Значение слова СЕНЕКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СЕНЕКА
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012