(Theologia pastoralis) — учение о нравственных качествах и об обязанностях пастыря церкви. И необходимые личные свойства священника, и его обязанности в существенных чертах указаны еще в Св. Писании (особенно в так называемых П. посланиях апостола Павла), а затем — в ряде наставлений и правил, установленных вселенскими и поместными соборами. Из отцов церкви многие дают рассуждения о качествах и обязанностях священника. Таковы, например, сочинения Григория Богослова — "Слово защитительное о своем бегстве в Понт", св. Амвросия Медиоланского — "De officjis ministrorum", св. Златоуста — "Слова о священстве", блаж. Иеронима — "De vita clericorum", Григория Двоеслова — "De cura pastorali". Высшие иерархи часто при первом вступлении своем на святительскую кафедру, имели обычай обращаться к своим паствам с словом, в котором излагали обязанности пастырей (таковы, напр., "послания" и "слова" древнерусских митрополитов и патриархов "к попам"). Начало систематизации учения о пастырстве относится ко времени от Карла Великого до XI в. включительно. Церковные постановления относительно пастырей в это и последующее время вызывались, между прочим. и тем, что в средние века церковные должности, особенно высшие — епископа и аббата, по воле светской власти, занимались (ради почестей и синекур), лицами светскими, отличавшимися чисто мирским образом жизни. Замечательнейшее сочинение по П. богословию за это время — "De institutione clericoruin", Рабана Мавра. В предреформационный период на Западе уже существовала в школьных курсах Theologia pastoralis. В позднейшее время обычный состав П. богословия таков: сначала трактуется о естественных основаниях пастырского служения, о его всеобщности и о божественном установлении его в христианстве, затем о личности священника — каков он должен быть по своим качествам. Дальше следуют три отдела наставлений пастырю относительно священнослужения, проповеди и пастырского попечения о душах пасомых. Некоторые отделы П. богословия являются лишь интерпретацией учения о священстве, излагаемого в догматике, другие близко соприкасаются с литургикой и гомилетикой. Вообще П. богословие в значительной степени имеет характер эклектический: существование его в этом виде объясняется желанием в связном виде изложить учение о священнике, разбросанное в других частях богословия. С 1867 г. в России П. богословие в духовных семинариях заменено курсом "Практического руководства для пастырей церкви", в который входят лишь данные литургические и церковно-канонические, относящиеся к деятельности священника, извлеченные из первоисточников и не оставляющие место субъективизму автора. В католичестве, где деятельность священника регламентирована до мельчайших подробностей, объем П. богословия разрастается, в протестантстве, отрицающем благодать священства — сокращается.В русских духовно-учебных заведениях прошлых столетний П. богословие компилировалось по латинским образцам (см. Аскоченского, "Киев с его Академией", историю "Киевской академии" Макария Булгакова и С. Голубева, историю "Московской духовной академии" С. Смирнова) или самобытно комбинировалось на основании библейских и святоотеческих данных. В позднейшее время были распространены в России: Schenkl, "Theologia pastoralis" (1815); Т. J. Powondrae, "Systema theologiae pastoralis" (1818), "Sacerdos cbristianus", Abelli (1828); Sailer, "Vorlesungen aus der Pastoral-theologie" (1820), Hoppin, "Pastoral theology" (1884). На рус. яз., кроме книги "О должностях пресвитеров приходских" преосв. Парфения, рекомендуемой св. синодом русским священникам, и "Писем о должностях священного сана", Стурдзы (М., 1843), известны; "П. Богословие", архим. Антония (Амфитеатрова) (Киев, 1854); "П. Богословие", архим. Кирилла (СПб., 1857); "П. богословие", на основании Св. Писания и св. отцов, И. Гуталевича (Львов, 1861); "Памятная книжка для священника или размышление о священнических обязанностях" (М., 1860); прот. Евг. Попова, "Письма по П. Богословию" (Пермь, 1874); архим. Иакова, "Пастырь в отношении к себе и пастве" (СПб., 1880); проф. В. Ф. Певницкий, "Священник — приготовление к священству и жизнь священника" (Киев, 1888) и "Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан" (1891); Покровский, "Духовный пастырь по слову Божию и по учению отцов церкви" (Тула, 1887—1892); Грамачевский, "Практические задачи деятельности православного сельского священника" (1890). Есть и специальный журнал — "Руководство для сельских пастырей", изд. в Киеве.Н. Б—в.
Значение ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012