Значение слова МЕЛОДРАМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое МЕЛОДРАМА

Мелодрама - чтение текста с сопровождением музыки с целью усилитьвпечатление. Идею М. приписывают Ж. Ж. Руссо. М. встречаетсяэпизодически не только в драмах, но и в операх ("Фрейшютц" Вебера, сценав Волчьей долине; отдельные сцены в "Прециозе" Вебера), а также в музыкек "Эгмонту" Бетховена, к "Струэнзе" Мейербера. Одно время в Петербургепользовалась успехом в концертах мелодекламация, т. е. чтение стихов подаккомпанемент фортепиано. Пропагандистом ее был Г. А. Лишин. Монодрамойназывается чтение текста одним лицом под аккомпанемент музыки, дуодрамой- двумя лицами. К концу XVIII ст. слово М. начинает употребляться в ином значении,получившем наибольшее распространение; так называется театральноепредставление для народа, трагического содержания, с примесью грубогокомизма, сопровождаемое танцами и музыкой. Музыка предшествовала выходудействующих лиц и возвещала наступление чувствительных мест. Постепенносоздался особый род сценических произведений, из которых музыка исчезла,но преобладающим элементом осталось внешне страшное или ужасное,рассчитанное на слезливую сентиментальность. В М. главной целью автораявляются эффекты, которым приносится в жертву всякое правдоподобие.Предтечей М. был Вольтер, который находил, что в драме должны найти себеместо "великие выражения страстей, все могущественные картинычеловеческих несчастий, все ужасные черты, проникающие до глубины души",способные "разрывать сердце". Пьесы Вольтера были, по замечаниюФранциска Сарсе, посредствующим звеном между М. и лжеклассическойтрагедией. Не остался без влияния на франц. театр слезливый и "страшный"Коцебу. Наиболее характерными представителями М. были Пиксерекур(Pixerecourt), Кенье (Caigniez) и Кювелье де Три (Clivelier de Trye),прозванные в насмешку Корнелем, Расином и Кребильоном М. Успех М.Пиксерекура был громадный. Его произведения отличались от другихдраматическими эффектами, движениями, патетическими положениями иконтрастами. Его диалоги действовали могущественно на толпу. Более 20лет "Виктор или дитя леса" (1798) привлекал публику. Кенье, не стольнеистовый, с менее напыщенным слогом, был для Пиксерекура опаснымсоперником своими пьесами "Суд Соломона" (1802) и "Сорокаворовка"(1815). Кювелье де Три слабее своих соперников, но столь же плодовит. ВМ. "30 лет или жизнь игрока" (1827) Дино и Дюканж приблизились кестественным сценическим условиям; эта пьеса была сигналом поворота кбульварной драме и возвращения к требованиям если не художественности,то правдоподобия. В России переводная франц. М. и переделки ее царили насцене во второй четверти XIX в. Пьесы эти, при блестящем исполнении(Каратыгин, Брянский, Щепкин, Сосницкий и др.), очень нравились массе,потому что были понятны без усилий и занимательны, не возбуждая горькогочувства. Из весьма немногочисленных оригинальных русских М. выдаютсяпроизведения Кукольника и драма в стихах К. П. Бахтурина "15 летразлуки" (1835). Переворот, произведенный в русск. театре Островским,изгнал переводную французскую М., но на месте ее появились в 60-х гг.своеобразные пьесы, которые можно называть бытовой русской М. Таковыпьесы Штеллера ("Ошибка молодости", 1870) и в особенности Дьяченко.Обладая недюжинным знанием сцены, эти писатели весьма ловко облекалинезамысловатую обличительную тенденцию и прописную мораль в формубытовых явлений, а ходульность и фальшь положений прикрывалиэффектностью и сценичностью действия. Успеху этих пьес немалосодействовала блестящая игра В. В. Самойлова, охотно тратившего своедарование на воспроизведение лиц дьяченковского репертуара.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.