Значение ЛАМАНСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ЛАМАНСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

известный ученый, род. в 1833 г., учился в 1 спб. гимназии и спб. унив. на историко-филологическом факультете. Список сочинений и изданий Л. (более 163 названий), приложенный к "Сборнику статей по славяноведению, составленному и изданному учениками Л. по случаю 25-летия его ученой и профессорской деятельности" (СПб., 1883), указывает на весьма разностороннюю ученую и публицистическую деятельность профессора. Много любопытного для русской истории XVIII и XIX в. извлечено Л. из архива министерства иностранных дел. Он рано стал принимать участие в трудах этнографического отделения русского географ. общества; интерес к общественным вопросам русской жизни сказывался уже в напечатанной в "Современнике" 1857 г. статье: "О распространении знаний в России". В 1859 г. Л. напечатал магистерскую диссертацию: "О славянах в Малой Азии, Африке и Испании". В 1862-64 г. он совершил путешествие по славянским землям и дал ряд очерков ("Сербия и южно-славянские провинции Австрии", "Национальности итальянская и славянская в политическом и культурном отношениях", в "Отеч. Зап.", 1864 г.), в которых старался отчасти подтвердить, отчасти развить славянофильские идеи об отличительных особенностях славянского племени и его просвещения, и намечал задачу славянского объединения под покровом русского языка, как общего литературного языка всего славянства. Во время того же пребывания за границей Л. собрал богатый рукописный материал, изданный им в сочинении "О некоторых славянских рукописях в Белграде, Загребе и Вене, с филологическими и историческими примечаниями" (СПб., 1864). В 1865 г. Л. получил кафедру в спб. унив. ("Вступит. чтение" его напеч. в "Дне" 1865, №№ 50-52) и стал настойчиво проводить идею необходимости славянских изучений в интересах русского самосознания ("Чтения о славянской истории"). В 1869 г. Л. напечатал в "Ж. М. Н. Пр." ряд статей под заглавием: "Непорешенный вопрос", высказал здесь много оригинальных соображений об историческом образованиидревнего славянского и русского языков, о болгарском наречии и письменности в XVI — XVII в., о болгарской словесности в XVIII в. В1870 г. вышла докторская диссертация Л.: "Обисторическом изучении греко-славянского мирав Европе", где, вместе с критикой существующих в западно-европейской науке мнений о славянском племени, устанавливается теория двух различных по религиозному, гражданскому и нравственному характеру миров — греко-славянского и романо-германского. В I т. изд.петербургским отделом славянского комитета "Славянского сборника" 1875г. Л. начал печатать историко-литературные и культурные очерки: "Видные деятели западно-славянской образованности в XV, XVI и XVII в.", ноне кончил этой работы, как не кончил и своих ученых статей: "Новейшие памятники древне-чешского языка" ("Ж. M. H. Пр.", 1879). В 1883 г. Л. напечатал "Les Secrets d'?tat de Venise et les relations de la r?publique ? la fin du XV et. au XVI si?cle avec les grecs, les slaves et les turcs". Поместил много статей по славянским вопросам в "Известиях" слав. благ. общества, 1883-88 г. С 1890 г. Л. редактирует издание географического общества "Живую Старину" и помещает в ней немало заметок по славянской и русской этнографии. Он образовал целую школу славистов, ныне занимающих кафедры в разных русских университетах и духовных академиях.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.