Значение ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

искусственный вид художественного творчества, имеющий целью поучать (?????????), показать полезность какого-либо предмета или популяризировать отрасль какой-либо науки в стихотворной форме. Д. поэзия или проповедует мораль, нравственное правило, или переходит в описательную, занимаясь изображением избранного сюжета. Д. поэзия первого направления, проповедническая, нередко переходит в сатиру. Первые образцы Д. поэзии встречаются в классических литературах. У греков дидактиком является Гесиод, в стих. "????? ??? ??????", ?оспевающем главным образом земледельческий труд. Затем целый ряд поэтов: Ксенофан, Эмпедокл, Феогнид, Никандр, Парменид — занимались изображением физического мира; Арат писал в стихах об астрономии. У римлян по части дидактической поэзии находим у Горация — знаменитую "Ars poetica", y Вергилия — "Georgica" (о сел. жизни), у Лукреция — "De natura rerum". Сред. века дают немало образцов подобной поэзии, но они не имеют никакого худож. значения. Можно упомянуть из более ранних стих. Теренциана Мавра — "О буквах, слогах, стопах и метрах". В новой литературе у французов можно отметить "La religion" Луи Расина, "L'art po?tique" Буало, "Les jardins" и "L'homme des champs" Делиля, "Les saisons" Сен-Ламбера. У англичан дидактиком с философским направлением был Поп (стих. его: "Essay of man" и "Essay of critics"). У немцев можно указать Себастьяна Бранта, с его стих. (скорее сатирическим) "Narrenschiff", и целый ряд др. малоталантливых поэтов, из которых более известен Тидге, написавший "Urania". В русской литературе мало образчиков подобной поэзии. Наиболее известны: Ломоносова — "О пользе стекла", Хераскова — "О пользе наук", гр. Д. Хвостова — "Притчи", Воейкова — "Искусства и науки", Ал. Норова — "Рассуждение об астрономии". Д. поэзия в настоящее время совершенно утратила смысл и значение, хотя во французской и немецкой литературах до сих пор есть образчики подобного творчества, мало относящиеся к литературе и представляющие скорее стихотворные кунштюки. Так, у французов изложены в стихах гражданский кодекс (Флаконом) и география Франции (Валестрие), а у немцев — военные законы.М. М.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.