? искусственный вид художественного творчества, имеющий целью поучать (?????????), показать полезность какого-либо предмета или популяризировать отрасль какой-либо науки в стихотворной форме. Д. поэзия или проповедует мораль, нравственное правило, или переходит в описательную, занимаясь изображением избранного сюжета. Д. поэзия первого направления, проповедническая, нередко переходит в сатиру. Первые образцы Д. поэзии встречаются в классических литературах. У греков дидактиком является Гесиод, в стихотворении "????? ??? ??????", воспевающем главным образом земледельческий труд. Затем целый ряд поэтов: Ксенофан, Эмпедокл, Феогнид, Никандр, Парменид ? занимались изображением физического мира; Арат писал в стихах об астрономии. У римлян по части дидактической поэзии находим у Горация ? знаменитую "Ars poetica", y Вергилия ? " Georgica" (о сельской жизни), у Лукреция ? "De natura rerum". Средние века дают немало образцов подобной поэзии, но они не имеют никакого художественного значения. Можно упомянуть из более ранних стих. Теренциана Мавра ? "О буквах, слогах, стопах и метрах". В новой литературе у французов можно отметить "La religion" Луи Расина, "L'art poetique" Буало, "Les jardins" и "L'homme des champs" Делиля, "Les saisons" Сен-Ламбера. У англичан дидактиком с философским направлением был Поп (стихотворения его: "Essay of man" и "Essay of critics"). У немцев можно указать Себастьяна Бранта, с его стихотворением (скорее сатирическим) "Narrenschiff", и целый ряд др. малоталантливых поэтов, из которых более известен Тидге, написавший "Urania". В русской литературе мало образчиков подобной поэзии. Наиболее известны: Ломоносова ? "О пользе стекла", Хераскова ? "О пользе наук", гр. Д. Хвостова ? "Притчи", Воейкова ? "Искусства и науки", Ал. Норова ? "Рассуждение об астрономии". Д. поэзия в настоящее время совершенно утратила смысл и значение, хотя во французской и немецкой литературах до сих пор есть образчики подобного творчества, мало относящиеся к литературе и представляющие скорее стихотворные кунштюки. Так, у французов изложены в стихах гражданский кодекс (Флаконом) и география Франции (Валестрие), а у немцев ? военные законы.
М. М.