Для перерождения человека и человечества церковь апостольская была обильно снабжена особыми Д. св. Духа. Эти дары благодати (?????????) ?уть особые проявления силы св. Духа в верующих, для созидания церкви и спасения людей. Их можно разделить на три рода сообразно душевным силам человека. Одни относятся в способности познавательной и действуют главным, хотя и не исключительным, образом в области церковного учения и богословия. Другие прежде всего действуют на чувство и сердце и проявляются в богослужении и в назидании христианского общества. Третьи, воздействуя на волю, дают особые способности для пастырского и церковного управления. Впрочем, отнюдь не надо мыслить их отвлеченно и в раздельности — все они гармонически содействуют одной цели: созиданию св. церкви. В Свящ. Писании указывается десять даров св. Д., из которых четыре можно отнести к первому роду, два — ко второму, четыре — к третьему. — 1) Дар мудрости и разумения (?????) — ?лубокое прозрение в сущность и совокупность божественного учения о спасении. 2) Д. учительства (??????????) — ?рактическое применение Д. разумения; способность изложения божественного учения для просвещения и назидания общества. 3) Д. пророчества (?????????), ?е только в тесном смысле предсказания будущего, но вообще как прозрение в сокровенные пути промысла и тайны человеческого сердца. 4) Д. различения духов (????????? ?????????) — способность различать истинных пророков от ложных и божественное вдохновение от человеческого самообмана или бесовского соблазна; вообще мудрое различение истины от лжи. 5) Д. языков (??????? ???????? ?????? ?ли только ???????? ??????), прежде всех других обнаружившийся в церкви: сами апостолы тотчас по сошествии св. Духа начали говорить новыми языками; этот же дар проявился в Корнелии сотнике, как только он получил Д. св. Духа, и проч. Этот дар, кажется, проявлялся иногда в бессознательном экстазе. 6) Д. толкования языков (???????? ???????) ?тоит в тесной связи с предшествовавшим; он состоит в переводе сказанного на друг. языках на понятный язык и в толковании сказанного для назидания общ. 7) Д. служения (????????-??????????) — особая спо собность попечения о бедных и больных и совершения дел христианской благотворительности и любви. 8) Д. пастырства и управления (???????????) — необходимый прежде всего для апостолов и их преемников, настоятелей церквей. 9) Д. чудес (??????? ??????? ??????? ??????? ??? ???????) — ?сцеление больных и бесноватых, воскресение мертвых и проч. чудесные действия, столь обильные в первенствующей церкви. 10) Любовь — высший из даров, объединение и условие всех других. Все эти Д. особенно свойственны были церкви апостольской и тогда обильно проявлялись; но они составляют достояние церкви и в последующее время и всегда существуют в ней в той или иной мере. — Учение о Дарах изложено ап. Павлом (I Кор. 12-15 гл.; Рим. 12, 3-9). Ср. еп. Феофана, "Толкование Первого послания к Коринф." (М. 1882); его же, "Толкование IX-XVI гл. Послания ап. Павла к Римлянам" (М., 1890).П. В.
Значение ДАРЫ СВ. ДУХА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ДАРЫ СВ. ДУХА
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012