Святейший Всероссийский Правительствующий С. — есть соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквями правительство, через которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая (Св. Зак. Основн. т. 1, ч. 1, ст. 43). Святейший С. учрежден имп. Петром I января и торжественно открыт 14 февраля 1721 г. Учреждение С. было вызвано сознанием в настоятельной необходимости перемены в строе высшей церковноправительной власти, для устранения многочисленных нестроений в области церковного управления и религиозной жизни народа и для усиления деятельности церкви соответственно ее назначению. Учрежден С. взамен патриаршей власти и поместных соборов, временно составлявшихся в древней России. "Соборное правительство" было признано со стороны монарха наилучшим установлением для всестороннего заведования церковью. Это было не только личным убеждением монарха и его сподвижников в реформах, но служило выражением так называемой территориальной системы государства и церкви, господствовавшей в конце XVII и в XVIII вв. в воззрениях ученых правоведов, государственных мужей и просвещенных людей Западной Европы и проводившейся в законодательствах некоторых государств, напр. Швеции. По этой теории, наилучшим видом строя государственных и церковных учреждений были коллегии. Учреждая коллегии для заведования различными сторонами государственного управления, Петр I повелел просвещеннейшему иерарху русской церкви, Феофану Прокоповичу, составить и для "Духовной коллегии" "Духовный Регламент", в котором начертано было ее устройство и ведомство. Духовная коллегия при ее открытии, согласно с докладом ее членов, была наименована Святейшим Правительствующим С., который признан был и патриархами восточных церквей в значении высшего соборного правительства русской церкви, им равностепенного. Святейший С. немедленно по его учреждении был поставлен верховною властью в строй правительственных учреждений государства. Над С. нет иной высшей власти, кроме единой самодержавной особы монарха. Правительственное его значение в делах и учреждениях церкви равно значению правительствующего сената в делах государственных. Синоду предоставлено было право учинять конференции с сенатом и сноситься с ним сведениями, а коллегиям и провинциальным установлениям посылать указы. Равное с сенатом положение за ним сохраняется и в настоящее время; губернским учреждениям им посылаются указы и поныне. Со времени учреждения министерств в начале XIX в. С. непосредственных сношений с высшими государственными учреждениями (комитетом министров, Государственным Советом и т. п.), министрами и главноуправляющими не имеет, а производит сношения с ними через посредство обер-прокурора, при нем состоящего. В состав святейшего С. входят присутствие и синодальные учреждения. Присутствие составляют иерархи. Число их по регламенту должно быть 12, но в действительности личный состав присутствия никогда не достигал этого числа. В первый год существования С. в составе его присутствия было 11 лиц; затем число это уменьшалось; в 1726 г. определено было 6 членов; в последующие времена состав присутствия доходил иногда до 3 лиц; по штату 1763 г. назначено было 6; с половины XVIII в. до настоящего времени обыкновенно бывает в присутствии 7 иерархов, каковое число внесено в штат 1819 г., но по временам налицо не имеется. По Регламенту, в составе синодального присутствия должны заседать иерархи епископской и пресвитерской степени священства: но и это правило на самом деле не всегда исполнялось. В XVIII веке были времена, когда в Синоде заседали исключительно архиереи; но обыкновенно в его состав входили архимандриты, в числе от четырех до двух, и протоиереи — в числе двух. Архимандриты перестали назначаться в С. с начала XIX в., а протоиереи — после 1885 г. В настоящее время присутствие С. составляют исключительно архиереи. Из них одни именуются синодальными членами, и в их числе первоприсутствующий, а другие — присутствующими. Синодальные члены назначаются именными указами, присутствующие — высочайшими повелениями. Звание синодального члена пожизненно, но не все синодальные члены постоянно находятся в составе присутствия; два из них состоят первоприсутствующими синодальных контор: московской — митрополит Московской епархии, грузино-имеретинской в Тифлисе — экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский, они вызываются из своих епархий высочайшими повелениями для временного присутствия в Св. С., равно как и другие епархиальные архиереи, получившие почетный титул синодальных членов. Последние, впрочем, имеют право заседать в С. во время пребывания их в СПб. Присутствующими в Св. С. называются как епархиальные, не имеющие означенного титула, архиереи, вызываемые с начала XIX в. для заседания в С. на неопределенное время, так и постоянно заседающие в нем преосвященные, освобожденные от управления епархиями или управляющие ставропигиальными монастырями. Таким образом, присутствие С. в XIX в. состоит из лиц, заседающих в нем постоянно или временно. — Назначенное в составе С. лицо при первом же заседании в нем приводится к присяге по особой форме. И члены, и присутствующие имеют одинаковое право голоса. Члены С. имеют по закону право объявлять высочайшие указы, сказанные им словесно. Заседающие в С. епарх. архиереи и настоятели монастырей не освобождаются от управления их епархиями и монастырями; в заседания они должны являться обязательно; получают особое жалованье по занятиям в Св. С., сверх тех доходов, которые им идут по управлению епархиями или монастырями; один из них состоит председателем духовно-училищного совета при Св. С. Определения Св. С. должны постановляться единогласно; разногласия, если они не устранены согласительным предложением обер-прокурора, представляются монарху. Присутствие Св. С. обладает всеми видами высшей власти в русской прав. церкви. Законодательная власть принадлежит ему как по значению его в строе церкви в качестве соборного правительства и высшего учреждения, так и по закономерному уполномочию от верховной власти государства. По основным началам права вселенской церкви, всякая поместная автокефальная церковь имеет власть издавать обязательные в пределах ее ведомства правила по предметам, относящимся до распространения, утверждения и охранения истин вероучения и нравоучения христианского, до порядка и благоустройства общественного и частного богослужения и таинств — до всего, что касается принадлежностей богослужения и отправления священно- и церковнослужителями обязанностей по их должностям в церкви и по условиям их звания, а равно в разъяснение, развитие, применение и дополнение канонов вселенской церкви. В древней допетровской Руси властью издавать такие правила обладали повременные соборы. Они издавались в виде соборных грамот, наказов, посланий, уложений. С учреждением Св. С. созывание соборов прекратилось, и власть их перешла на св. С. — "соборное правительство" церкви. Кроме того, С. учрежден взамен патриаршей власти — а патриарх в качестве первенствующего и высшего иерарха церкви имел право издавать "уставные грамоты", как руководственные правила или обязательные распоряжения, и разрешать недоуменные случаи; такие разрешения служили руководством для действий всех иерархов в последующие времена. Эта руководственная власть, близко граничащая с законодательной, от патриарха перешла к С. В области указанных предметов С. обладает автономическою деятельностью, не стесняемою со стороны государственной власти, к ведению которой не могут относиться предметы учения веры, религиозной нравственности и богослужения и истолкование канонов вселенской церкви. Правила самостоятельного законодательства составляются Синодом по поводу представлений епархиальных архиереев и подвластных С. учреждений и при обсуждении текущих дел, обнаруживающих необходимость изменения прежних правил или издания новых. По процессу образования они являются плодом рассуждений Св. С. на основании слова Божия, канонов церкви, апостольских и отеческих преданий. Составляются они в форме определений Св. С. и обнародуются синодскими циркулярными указами. — Законодательная деятельность С. по уполномочию от государства бывает по содержанию, процессу и отношениям к органам законодательной власти государства двоякого вида: по одним предметам деятельность С. получает санкцию и силу исключительно от монарха, а по другим С. соучаствует в качестве органа законодательной власти наравне с другими высшими государственными учреждениями. Законодательная власть по уполномочию от государства предоставлена Св. С. с самого его учреждения Петром I, сохранялась за ним во все время его существования и принадлежит ему, в определенных практикою границах, и в настоящее время. Область предметов, подлежащих законодательной деятельности Св. С. с "соизволения", или с "одобрения", или с "утверждения" монарха, но без участия иных органов государственной законодательной власти, в течение XVIII и XIX вв. не была точно определена в каком-либо законодательном акте и потому изменялась в своем объеме. В эту область входят обыкновенно проекты законов касательно таких установлений, которые относятся исключительно к составу ведомства православного исповедания и не подлежат ведению иных учреждений государства. В строй русской православной церкви входят: приходы, монастыри, должности по духовному ведомству, епархиальные учреждения и учреждения при Св. С. Все проекты узаконений относительно учреждений ведомства Св. С., если принятие их и приведение в действие не соединяется с ассигнованием на штатное их содержание из сумм государственного казначейства, составляются при Св. С. в его учреждениях или в особых комиссиях, рассматриваются и формулируются присутствием С., восходят через обер-прокурора на высочайшее усмотрение и получают высочайшее "утверждение", "одобрение", "соизволение" или "повеление" непосредственно от монарха. Такие узаконения издаются в форме высочайше утвержденных уставов (напр. уставы духовных консисторий, духовных академий, семинарий и училищ и т. п.), положений (о попечительствах призрения вдов и сирот духовенства, о духовно-учебном комитете и др.), инструкций (церковным старостам) и определений Св. С. они обнародуются в духовном ведомстве указами или при указах Св. С. на имя синодальных контор и епархиальных преосвященных, сообщаются правительствующему сенату и печатаются как в собрании постановлений и распоряжений правительства, так и в официальных печатных органах Св. С. (ныне — в "Церковных ведомостях", издаваемых при Св. С. с 1887г.), и затем помещаются в Полном собрании законов, а некоторые и в Своде Законов, в соответствующих томах. Разъяснительные правила, инструкции учреждениям и должностным лицам, руководственные наставления на основании означенных высочайше утвержденных узаконений составляют предмет автономической законодательной деятельности Св. С. и подчиненных ему установлений. В качестве органа законодательной власти Св. С. участвует также в изготовлении проектов законов по таким предметам, которые по своему содержанию имеют значение не только для "ведомства православного исповедания" или для православной русской церкви, но и для тех или других сторон государственного строя и управления. Для такого участия Свят. С. в XVIII в. составлялись, по распоряжению верховной власти, конференции С. и сената или особые комиссии (о духовных имениях и о составлении уложения при Екатерине II, в 1807 г. — комитет для начертания плана об усовершенствовании духовных училищ, в 1869 г. — присутствие по делам православного духовенства). Со времени учреждения министерств участие Св. С. в составлении узаконений, касающихся не одного только духовного ведомства, выражается наравне с центральными учреждениями, участвующими в процессах законодательной деятельности государства. Если сознание надобности в таком законе возникает в Св. С., то он с высочайшего соизволения или приступает в составлению проекта непосредственно, или поручает составление его учреждению, при нем состоящему, а иногда особой комиссии, затем обсуждает изготовленный проект со стороны содержания и редакции, принятый им проект отсылает через обер-прокурора на заключение в те министерства, до которых по своему содержанию он может относиться, вновь пересматривает его вместе с присланными из министерства замечаниями, затем отправляет его в госуд. канцелярию для сличения с общим духом всего государственного законодательства и, наконец, через обер-прокурора представляет в Государственный Совет. Если проект нового закона, касающегося и до ведомства церкви, составляется в каком-либо министерстве или главном управлении, он присылается на заключение синодального обер-прокурора и Св. С. Административной власти Св. С., как высшего церковного установления, всегда подлежало и подлежит заведование в высшей инстанции всеми учреждениями русской церкви, по всем сторонам и предметам церковного управления. В частности, относительно учреждений церковных ему принадлежит по действующему праву высшее и общее управление епархиями, духовно-учебными заведениями и церковно-приходскими училищами, разрешение открытия новых приходов, духовно-учебных заведений, женских общин, миссий в империи, обществ и братств для духовно-просветительных целей, утверждение распределения занятой по отделениям синодальной канцелярии, ходатайство перед верховною властью открытия новых епархий, миссий за границею и монастырей, преобразования женских общин в монастыри и изменения в пределах епархий. Относительно должностей Св. С. принадлежит право избрания и представления монарху кандидатов в архиереи, в члены синодальных контор, в протопресвитера военного духовенства и на должности обер-секретарей Св. С.; ходатайство о высочайших наградах за службу и услуги в среде церкви; назначение, непосредственное или по представлениям и предложениям, членов духовно-учебного комитета, духовно-училищного совета и комитетов духовной цензуры, ректоров и инспекторов духовных академий и семинарий, настоятелей и настоятельниц монастырей, членов в заграничные миссии, преподавателей академического образования в духовно-учебные заведения, смотрителей духовных училищ, начальниц женских епархиальных училищ, епархиальных надзирателей церковно-приходских училищ, членов духовных консисторий, секретарей синодальной канцелярии и духовных консисторий; утверждение в ученых степенях магистра и доктора богословских наук и в звании почетных членов духовных академий; увольнение в продолжительный отпуск и на покой преосвященных (с высочайшего разрешения), разрешение продолжительных отпусков ректоров академий и семинарий, пострижения в монашество в исключительных случаях и сложения сана священнослужителями и монашествующими по их просьбам.По управлению имуществами церкви в настоящее время Свят. Синод рассматривает и утверждает составляемую хозяйственным при нем управлением ежегодную смету доходов и расходов по специальным суммам, в непосредственном ведении С. состоящим, а также смету ведомства православного исповедания на испрашиваемое от государства вспомоществование церкви, подлежащую внесению в общую годовую роспись государственных доходов и расходов; разрешает постройку зданий церковных установлений за счет общих и специальных сумм ведомства и на ассигнованные из казны пособия; заведует через состоящие при нем хозяйственное управление и контроль всем имуществом, принадлежащим С., как церковному установлению — недвижимым (синодскими зданиями "духовного ведомства"), капиталами (духовно-учебным, типографским и пр.), синодальными типографиями и книжными складами; разрешает сверхсметные пособия на нужды духовно-учебных заведений и других установлений и учреждение свечных заводов и эмеритальных касс духовенства в епархиях; ходатайствует перед верховною властью о соизволении на приобретение церковными установлениями недвижимых имуществ и на принятие завещаемых и жертвуемых значительных сумм церквам, монастырям и другим церковным установлениям; сам от себя разрешает им принятие пожертвований на менее значительные суммы; назначает из специальных сумм пожизненные пенсии и единовременные пособия духовным и светским лицам за их службу в ведомстве и вдовам их; утверждает контракты по синодальным учреждениям в сумме свыше 15000 р. и представления о сложении недоимок, взысканий и начетов по суммам ведомства, превышающим 3000 руб.; ходатайствует о разрешении заграничным православным церковным установлениям производить сборы в России и принимать пожертвования и распоряжается отправкой собранных сумм по назначению. Высшей руководственной власти и высшему надзору св. С. подлежат все церковные и ведомственные учреждения по всем сторонам, предметам и отправлениям церковного управления и религиозно-нравственное состояние православного населения России, в особенности в отношении к церкви и отечеству. С целью руководства по благословению Св. С. издаются священные, символические и богослужебные книги и сочинения св. отцов и учителей церкви; одобряются книги для употребления в учебных заведениях и для распространения в народе; разрешаются к печатанию системы богословских наук; рассылаются в чрезвычайных случаях по епархиям воззвания и наставления, обращенные ко всему православному населению России; для прочтения и разъяснения их содержания в церквах. Учреждениям и должностным лицам преподаются св. С. руководственные инструкции, правила, наставления и указы. Выражениями надзирающей власти св. С. служат рассмотрение и обсуждение представляемых из епархий и иных подведомственных установлений срочных и ежегодных отчетов, ведомостей, сведений, отдельных рапортов и донесений, дел, поступающих или требуемых по разным случаям и поводам; назначение в чрезвычайных случаях следствий и ревизий духовных консисторий; посылка ревизоров в духовно-учебные заведения; обсуждение представляемых следователями и ревизорами отчетов, Св. С. проявляет распорядительную власть в тех случаях, когда действия церковной власти простираются одновременно на все однородные установления церкви или относятся ко всему православному населению государства (напр. назначение молитвословий по случаю войны, распространение и обнародование манифестов по случаю государственных событий и т. п.). — Св. С. есть высшее судебное учреждение в русской церкви. Он был и продолжает быть единственной судебной инстанцией в случаях обвинения архиереев, членов С. и синодальных контор и протопресвитеров в нарушении правил и обязанностей церковной службы и в уголовных преступлениях, подведомственных церковному суду, а также по жалобам на них подвластных им лиц, по спорам о церковных правах и отношениях и по искам, предметом которых служит неисполнение бесспорных обязательств или неплатеж таковых же долгов. Он есть вторая и окончательно решающая инстанция по всем судебным делам, переходящим к нему из епархиальных и соответствующих им церковных судов в порядке ревизионном и апелляционном, также по доношениям и протестам прокуроров синодальных контор и секретарей духовных консисторий, предложениям обер-прокурора и частным жалобам на решения и распоряжения консисторий и иных епархиальных учреждений. В ревизионном порядке (т. е. в силу самого закона) и в апелляционном поступают в С. дела, по которым присуждаются в епархиальных судах браки — к расторжению на основании прелюбодеяния одного из супругов или природной неспособности к брачной жизни; брачные сопряжения — к признанию недействительными; священнослужители и монашествующие — к лишению сана; псаломщики — к исключению из духовного звания. Рассмотрение и разрешение всех судных дел в С., в каком бы порядке они ни поступили, производится одинаковым образом. Объем подсудности Св. С. по содержанию дел всегда равняется объему компетенции церковных судов. Ему подсудны преступления против вероучения (ереси среди православных), постановлений церкви (расколы и т. п.), нравственности, правил и законов о браке, насколько они не относятся к компетенции судов уголовных, — преступления духовных лиц против должности, благочиния и благоповедения, — споры о церковных правах и отношениях, — споры, проистекающие из пользования церковною собственностью и из договоров о подрядах и поставках для церковных установлений, — споры о законности браков, — дела о расторжении браков и о недействительности брачных сопряжений. Св. С. исключительно и окончательно налагаются высшие церковные наказания как на духовных лиц, так и на мирян (анафема). Когда церковные вотчины находились в высшем заведовании св. С. (1721—63), синодскому суду подлежали в высшей инстанции крестьяне этих вотчин, состоявшие на службе по управлению ими слуги, приказчики, управители и все должностные лица, по спорам и жалобам, проистекавшим из принадлежности их к ведомству церковно-вотчинного управления, а духовные лица — по всем гражданским к ним искам. Св. С. есть представитель русской церкви перед правительствами заграничных православных церквей и инославных вероисповедных обществ и посредник для сношений с ними. Им посылаются по разным случаям послания и грамоты патриархам восточных православных церквей и элладскому синоду и от них получаются таковые, назначаются и отправляются пособия и пожертвования православным заграничным учреждениям и даются распоряжения и разъяснения в случаях споров между церквами и по поводу стремлений инославных заграничных иерархов к сближению или соединению с православною церковью.При святейшем С. состоит обер-прокурор. Должность эта учреждена в 1722 г., оставалась незамещенною с июля 1726 г., восстановлена 31 дек. 1741 г. и с тех пор существует до настоящего времени. Обер-прокурор по данной ему инструкции 1722 г. должен быть органом государственного надзора в Св. С., "оком царевым и стряпчим дел государственных", иметь в своей "дирекции" синодскую канцелярию и находиться в заседаниях присутствия Свят. С. Значение его в первые годы существования С. было невелико вследствие подчиненности его генерал-прокурору и отдаленности его от верховной власти. С 1741 г. в течение всего XVIII в. значение его постепенно усиливалось: он стремился к подчинению себе чиновников синодской канцелярии, к упрочению влияния своего на движение дел посредством предложений присутствию С., к приобретению самостоятельного положения в отношениях к С. и генерал-прокурору и в особенности к непосредственным докладам о делах С. верховной власти и к получению от нее именных указов и повелений для объявления Св. С. Это стремление нередко было причиною коллизии между Синодом и обер-прокурором. Коллизии эти разрешались иногда в пользу, а иногда против обер-прокурора, но не столько ослабляли, сколько увеличивали значение должности по мере фактического установления непосредственных отношений занимавших ее лиц к верховной власти. После учреждения министерств обер-прокурор, не причисленный ни к какому министерству, волею монарха поставлен был в 1803 г. в непосредственные отношения к нему: личные доклады членов С. монарху прекратились, и все сношения между Синодом и верховною властью стали происходить через обер-прокурора. Благодаря такому положению значение, права и власть обер-прокурора в делах С. достигли такой силы, что в 1817 г. было учреждено министерство духовных дел, соединенное с министерством народного просвещения. Министр духовных дел по "учреждению" министерства получал в отношениях к Св. С. и верховной власти в делах "ведомства греко-российского вероисповедания" права, равные правам министра юстиции в отношениях к Сенату и ведомству юстиции. Обер-прокурор С. поставлен был в подчиненные к министру отношения. Деятельность министерства духовных дел по входившему в его состав "отделению дел греко-российского вероисповедания" вызвала сильную оппозицию со стороны церковной иерархии. Вследствие этой оппозиции министерство духовных дел в 1824 г. было упразднено и "отделение дел греко-российского вероисповедания" было передано в ведение синодального обер-прокурора. С этих пор значение обер-прокурорской должности в течение XIX в. постепенно развивалось в направлении уравнения прав лиц, ее занимавших, с правами министров и главноуправляющих отдельными ведомствами. По действующему Праву, обер-прокурор занимает в ряду государственных должностей положение равное министрам и главноуправляющим отдельными ведомствами: он назначается и увольняется именными указами сенату; по делам службы подлежит ответственности исключительно перед верховною властью; представляет государю всеподданнейшие отчеты по "ведомству православного исповедания"; присутствует в заседаниях Св. С., но не среди его членов, а за особым столом; следит за движением, направлением и законностью действий и решений присутствия; при докладах С. дел и при рассуждениях членов дает свои заключения; входит в С. с предложениями; просматривает и подписывает к исполнению его протоколы и журналы. Обер-прокурор — посредник между С. с одной стороны, верховною властью, высшими центральными государственными установлениями, министрами и главноуправляющими — с другой: он объявляет С. высочайшие указы, повеления и резолюции на доклады С., подносит на высочайшее усмотрение доклады и определения С., сносится по делам ведомства православного исповедания с министрами, главноуправляющими, комитетом министров, Государственным Советом и сенатом. Он состоит членом комитета министров и Государственного Совета. Под его начальством, руководством и надзором находятся все учреждения при С.; служащие в них чиновники определяются и увольняются или при его участии, или его приказами, или с его ведома; ему докладываются все дела этих учреждений, решение которых не предоставлено их собственной власти; он представляет всех чиновников ведомства к высочайшим наградам и назначает им пенсии и единовременные пособия. Обер-прокурор есть блюститель за точным приведением в действие законов по ведомству православного исповедания не только в центральных его установлениях, но и в местных: органами его надзора служат прокуроры синодальных контор, секретари духовных консисторий, члены-ревизоры духовно-учебного комитета, главный инспектор и епархиальные наблюдатели церковно-приходских училищ. С 1864 г. имеется товарищ обер-прокурора с правами и обязанностями, присвоенными товарищам министров. Обер-прокурор имеет канцелярию, организованную совершенно одинаково с канцеляриями министров. — Во все время существования Св. С. к его устройству принадлежали и принадлежат синодальные учреждения, из которых одни находились и находятся при нем, в СПб., другие — в иных городах. Число этих учреждений в первые годы существования С. простиралось до 12. С открытием С. при нем была основана синодальная канцелярия с таким же устройством, как и сенатская, постепенно увеличившаяся в составе в течение XVIII и XIX вв. и в настоящее время разделяющаяся на 6 отделений, из которых в каждом есть обер-секретарь и секретари. Ведению С. были предоставлены приказы патриаршие духовный, казенный и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора; были учреждены тиунская контора в СПб., духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел и канцелярия раскольнических дел в Москве. Из всех этих учреждений сохранились до настоящего времени, кроме синодальной канцелярии, московские синодальная контора и типографская контора; все прочие были закрыты в течение первых двух десятилетий существования С.; монастырский приказ в 1724 г. был переименован в камер-контору синодального правительства, в 1726 г. — в коллегию экономии, в 1744 г. — в экономическую канцелярию синодального правительства, в 1762 г. — снова в коллегию экономии, но с подчинением ее сенату. В конце XVIII в. синодальных учреждений было только 3. В 1808 г. рядом с Св. С. была учреждена комиссия духовных училищ, преобразованная в 1839 г. в духовно-учебное управление, замененное в 1867 г. духовно-учебным комитетом; в 1824 г. открыта в Тифлисе грузино-имеретинская синодальная контора; в 1824 г. в ведение обер-прокурора Святейшего С. перешло по упразднении министерства духовных дел отделение дел греко-российского вероисповедания, вошедшее в 1839 г. в состав канцелярии обер-прокурора, учрежденной в 1836 г.; в 1833 г. учрежден хозяйственный комитет при С., в состав которого вошел в 1838 г. контроль отделения духовных дел, переведенный из комиссии духовных училищ; в 1839 г. комитет преобразован в хозяйственное управление при Св. С.; в 1867 г. контроль при Св. С. поставлен отдельно от прочих учреждений при Св. С.; в 1884 г. учрежден при Св. С. духовно-училищный совет для высшего заведования церковно-прих. училищами во всей России. — Таким образом, в настоящее время существуют следующие Синодальные учреждения: канцелярия Св. С., синодальные конторы московская и грузино-имеретинская, хозяйственное управление, контроль, духовно-учебный комитет, духовно-училищный совет, московская типографская контора и канцелярия Синодального обер-прокурора.Литература. Востоков, "Св. С. и отношения его к другим государственным учреждениям при имп. Петре I" ("Журн. Мин. нар. просв.", 1875, июль и август); Вл. Попов, "О Св. С. и об установлениях при нем в царствование Петра I, 1721—1725 гг." (СПб., 1881); Ф. Жорданий, "Св. С. при Петре Великом в его отношении к правительствующему сенату" (Тифлис, 1882); H. И. Кедров, "Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого" (М., 1886); Т. В. Барсов, "Св. С. в его прошлом" (СПб., 1896); его же, "Синодальные учреждения прошлого времени (СПб., 1897); "Синодальные учреждения настоящего времени (СПб., 1899); M. Горчаков, рецензия на сочинения Т. В. Барсова о "Св. С. и синодальных учреждениях" (в "Отчете" о XL присуждении наград графа Уварова в 1899 г.); П. В. Знаменский, "К истории Св. С." (отзыв о вышеупомянутом сочинении Т. В. Барсова в "Христ. чтении", 1900, вып. 1, стр. 142—156). Ф. В. Благовидов, "Обер-прокурор Св. С. в XVIII в. и в первой половине XIX стол." (Казань, 1899).M. Горчаков.Список обер-прокуроров Св. С.: полковник И. В. Болтин (1721—1725); гвардии капитан А. Баскаков (1725—26); от армии капитан Р. Раевский (1726); д. ст. с. кн. Я. П. Шаховской (1741—53); ст. сов. A. И. Львов (1753—58); ген.-майор А. С. Козловский (1758—63); д. ст. сов. И. И. Мелиссино (1763—68); бригадир П. П. Чебышев (1768—74); ст. сов. С. В. Акчурин (1774—86); ст. сов. А. И. Наумов (в должности обер-прокурора на 1791 г.); д. ст. сов. гр. А. И. Мусин-Пушкин (1791—97); кн. В. А. Хованский (1797—99); Д. И. Хвостов (1799—1803); д. ст. сов. А. А. Яковлев (1803); тайн. сов. кн. А. Н. Голицын (1803—17); д. ст. сов. кн. П. С. Мещерский (1817—33); д. ст. сов. С. Д. Нечаев (1833—36); ген.-адъют. гр. Н. А. Протасов (1836—55); тайн. сов. А. И. Карасевский (и. д. 1855—56); гр. А. П. Толстой (1656—62); ген.-адъют. Ахматов (1862—65); гр. Д. А. Толстой (1865—80); д. т. с. К. П. Победоносцев (с 1880 г. до настоящего времени).
Значение СИНОД ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СИНОД ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012